Об этом еще не объявлено официально, но в том, что Барак Обама решил избираться на второй срок, сомневаться уже не приходится. Команда менеджеров его первой кампании отправилась в Чикаго, где будет располагаться его избирательный комитет. В марте президент должен подать формальную заявку в Федеральную избирательную комиссию. Его советники преисполнены энтузиазма: акции шефа уверенно поползли вверх.
По данным социологической службы Rasmussen, впервые за последний год позитивный рейтинг Обамы достиг 50 процентов. На бирже политических прогнозов Intrade шансы
на избрание президентом демократа оцениваютсяв 60,5 процента, тогда как республиканца – всего в 36. Серьезных конкурентов-однопартийцев не ожидается: Хиллари Клинтон, по-видимому, окончательно сложила оружие и, судя по всему, не останется во втором кабинете Обамы ни министром, ни вице-президентом.По подсчетам экспертов, Обама может собрать в свою избирательную кассу баснословную сумму в миллиард долларов (в 2008 году у него было 750 миллионов).
Зато в республиканском стане предстоит острая борьба за партийную номинацию и за деньги.
С какой программой Барак Обама пойдет на выборы? Все с той же, что и в 2008-м. Но если первую половину срока он оправдывал неисполнение предвыборных обещаний вредительской политикой прежнего руководства, то теперь козлом отпущения будет республиканское большинство в нижней палате, вставляющее палки в колеса стремительной колесницы реформ. Конечно, о признании своей политики ошибочной или неэффективной и речи быть не может. Обама нынче позиционирует себя как центрист, готовый к конструктивной работе с оппозицией на благо американского народа. В рамках этой парадигмы возможен поворот руля. Насколько оправданы эти надежды и куда именно повернет государственный корабль, мы узнаем из очередного послания “О положении страны”, с которым президент обратится к Конгрессу во вторник.
В международном аспекте многих волнует позиция Обамы в отношении прав человека и поддержки демократии. Это фактически позиция невмешательства, что было хорошо видно на совместной пресс-конференции по итогам последнего американо-китайского саммита. Барак Обама в ответ на соответствующий вопрос сделал весьма осторожное заявление. “У Китая другая, нежели у нас, политическая система, – сказал он, тщательно подбирая каждое слово. – Китай находится на иной, чем мы, стадии развития. Мы принадлежим к очень разным культурам с очень разной историей…” Закончил он этот монолог так: “За последние 30 лет, прошедших после нормализации отношений между Соединенными Штатами и Китаем, в Китае происходила эволюция. И я ожидаю, что еще через 30 лет мы увидим дальнейшую эволюцию и дальнейшие перемены”.
С известными поправками эти слова приложимы и к России. Комментарии Госдепа по различным конкретным поводам (второй приговор Ходорковскому и Лебедеву, аресты лидеров оппозиции) ничего не меняют по существу – это отписки, а не политика. Вместе с тем серьезные эксперты предвидят возможность перемен на этом направлении. В ходе недавней дискуссии в вашингтонском Институте Брукингса видный сотрудник этого “мозгового центра”, историк и публицист Роберт Кэган заявил, что верит в возвращение внешней политики США к ценностям либеральной демократии, в то, что ее целью станет “возрождение и укрепление мирового либерального порядка”.
По мнению Кэгана, администрация Обамы должна сосредоточить внимание не на продвижении, а на защите демократии там, где она уже победила, а теперь уступает свои позиции, размывается. В качестве примера он назвал Украину. “Речь не идет о крестовом походе, – подчеркнул оратор. – Речь идет главным образом о консолидации и демократической солидарности”. О России же он сказал следующее: “Думаю, по мере того как мы продвигаемся к решению вопроса о членстве России во Всемирной торговой организации, а значит, и об отмене поправки Джексона-Вэника, нам придется иметь дело с проблемами прав человека и демократии – с судом над Ходорковским, с арестом Немцова…”
Действительно, членство России в ВТО предполагает отмену в отношении нее действия поправки Джексона-Вэника, а эта процедура при нынешнем составе Конгресса вряд ли станет чистой формальностью. Предстоят жесткие дебаты. Во всяком случае, на это твердо настроены лидеры республиканцев в нижней палате.
“Кризис невмешательства” Владимир Абаринов grani.ru/Politics/World/US