Единственный адекватный комментарий по поводу инцидента с корреспондентами телекомпании Russia Today в американском штате Джорджия принадлежит правозащитнице Людмиле Алексеевой, которая сказала: “Я не могу судить, почему была задержана съемочная группа, не знаю, как там было дело”.
И впрямь: из темпераментного рассказа бразильянки Кэйлин Форд трудно понять, что произошло с ней и ее оператором в действительности. По ее словам, полиция набросилась на них безо всякого повода, журналистские удостоверения не помогли. В репортаже о собственном аресте (если оператора тоже арестовали, то кто же снимал?) Форд так театрально закатывает глаза и стонет, что одно это заставляет сомневаться в ее искренности. “Заковали в наручники”, “конфисковали личные вещи”, “поместили в камеры с отбывающими наказание уголовниками”… Вероятно, журналистка рассчитывала встретить в тюремной камере воспитанниц института благородных девиц. Наручники, уточним, были пластиковые – в них при всем желании невозможно заковать. Ну а личные вещи, разумеется, не конфисковали, а отобрали под опись на время задержания.
Так что же произошло? Акцию протеста, которую снимала RT, устроила правозащитная группа SOA Watch, организованная бывшим католическим священником Роем Буржуа. Группа требует закрыть учебный центр в Форт-Беннинге на том основании, что он “готовит убийц”. Это учебное заведение, называвшееся прежде Школой Америк (SOA), а теперь – Институтом Западного полушария по сотрудничеству в области безопасности, готовит военных и полицейских для Латинской Америки. В марте 1980 года в Сальвадоре выстрелом в голову был убит архиепископ Оскар Ромеро. Монсеньор Ромеро стал седьмым сальвадорским священником – жертвой орудовавших в стране “эскадронов смерти”. Спустя три года Рой Буржуа с двумя единомышленниками, переодевшись офицерами, проникли на базу Форт-Беннинг, вскарабкались на дерево рядом с казармой сальвадорских курсантов и стали через мегафон читать последнюю проповедь отца Оскара. За эти действия Буржуа был арестован и приговорен к полутора годам лишения свободы. В ноябре 1986 года в Сальвадоре были убиты сразу шестеро священников-иезуитов, и Рой Буржуа сделал бдение у ворот базы ежегодным. В 1994 году появился документальный фильм “Школа убийц”, а в 1999-м – Crossing the Line (это название можно перевести как “Преступление границы”).
Как явствует уже из названия второго фильма и из текстов на сайте организации, пересечение линии между участком, где протестные акции дозволяются, и участком, где они запрещены, составляют основное содержание ежегодного мероприятия SOA Watch, которая называет это свое действие “акцией гражданского неповиновения”. Тактика эта хорошо известна и с успехом применяется разного рода показными протестантами. Так, например, через дорогу от Белого Дома, в Лафайет-сквере, любой желающий может протестовать против чего угодно, но достаточно ему перейти Пенсильвания-авеню и учинить протест у ограды резиденции президента, как он будет арестован.
Организация Роя Буржуа давно уже стала анахронизмом, не говоря уже о том, что если выпускник МГУ кого-то убил, это не повод закрывать МГУ. Но компании Russia Today до этого нет дела. В репортаже, который Кэйлин Форд успела сделать до ареста, она без малейших оговорок называет учебный центр на базе Форт-Беннинг “школой убийц”, где курсантов учат пытать и бесчинствовать. Даже подготовка офицеров специальных подразделений по борьбе с наркомафией в Колумбии и Мексике Кэйлин Форд решительно не нравится.
Иначе как подстрекательской пропагандой этот сюжет на назовешь. Жаль, что ринувшиеся на защиту журналистов RT российские государственные мужи и различные общественники не ознакомились прежде с этим репортажем. Арест журналистов явно предусматривался сценарием телепрограммы о “школе убийц”.
“Остается только догадываться, какая была бы реакция у американских властей, если бы что-то подобное случилось с представителями американских телеканалов в России”, – возмущенно говорит главный редактор RT Маргарита Симонян. А не надо догадываться. Достаточно вспомнить историю с телекомпанией АВС, показавшей в августе 2005 года интервью Шамиля Басаева.
В феврале того же года российский МИД пытался предотвратить показ интервью Басаева британской телекомпанией Channel 4. Британское внешнеполитическое ведомство ответило, что, к сожалению, не имеет полномочий вмешиваться в редакционную политику частной компании. В марте шведское информационное агентство ТТ показало свое интервью с Басаевым и тоже навлекло на себя гнев Москвы.
Важно подчеркнуть, что корреспонденты RT были задержаны не за провокационный репортаж, а за то, что вместе с другими участниками акции протеста покинули отведенный для мероприятия участок и вышли на проезжую часть улицы, создав препятствия дорожному движению, и за неподчинение законным властям, которые требовали от них вернуться на указанную территорию или разойтись. Об этом во всех подробностях пишет местная газета Ledger Enquirer.
Если сотрудники Russia Today и мученики, то мученики антиамериканизма.
Владимир Абаринов