В России разворачивается дипломатический скандал, связанный с незаконным, с точки зрения российских властей, вылетом в США Аркадия Гонтмахера, находящегося под следствием гражданина РФ с американским паспортом. Москва потребовала от Вашингтона объяснений по этому поводу и намерена добиваться экстрадиции предпринимателя.
Дипломатические демарши
Как следует из опубликованного 5 апреля на официальном сайте МИДа РФ комментария представителя внешнеполитического ведомства Александра Лукашевича, накануне на Смоленскую площадь пригласили заместителя главы дипмиссии США в Москве Эрика Рубина. «Ему было сделано представление в связи с незаконным выездом в США гражданина Аркадия Гонтмахера, имеющего американский паспорт, в отношении которого российские правоохранительные органы в Москве и Петропавловске-Камчатском вели расследование по преступлениям, связанным с созданием преступного сообщества, незаконной разработкой континентального шельфа, легализацией и отмыванием денежных средств», – указано в документе.
По словам Александра Лукашевича, внимание американского дипломата привлекли к тому, что по неоднократным ходатайствам посольства США и адвокатов Аркадия Гонтмахера, ссылавшихся на «критическое состояние» его здоровья и необходимость поездки в Москву для получения специализированной медицинской помощи, Гонтмахеру в декабре 2010 года была изменена мера пресечения на подписку о невыезде. «Однако обязательство соблюдать условия подписки выполнено не было, что вызывает серьезные вопросы относительно мотивов, которыми руководствовалась американская сторона», – резюмировал представитель российского МИДа.
Помимо этого, Александр Лукашевич сообщил, что аналогичный демарш был предпринят посольством России в Вашингтоне в Госдепартаменте США. «Российская сторона настаивает на получении от властей США исчерпывающих разъяснений по вопросу о незаконном выезде Гонтмахера в Соединенные Штаты», – подчеркнул он.
Официальной реакции Вашингтона пока не последовало.
«Крабовое дело»
Президент компании «Глобал фишинг» Аркадий Гонтмахер проходит как один из главных фигурантов по так называемому «крабовому делу». Эта история длится уже довольно долго – судебные заседания начались в мае 2010 года, а следствие и того раньше. Гонтмахер около трех лет отсидел в СИЗО, а 16 декабря присяжные заседатели в Камчатском краевом суде полностью оправдали его и других обвиняемых по делу о незаконной добыче крабов на сумму порядка 58 млн долларов.
Подсудимые, которым вменялось в вину руководство и участие в деятельности преступного сообщества, нарушение законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ, а также легализация денежных средств, полученных преступным путем, своей вины не признали. В интервью журналу «Форбс» Аркадий Гонтмахер сказал: «Я занимался всем, кроме лова, никогда не владел компаниями, которые занимаются добычей краба или ловом рыбы…». По его свидетельству, он был всего лишь покупателем продукции, которую приобретал в Южной Корее, ничего не зная о ее криминальном происхождении.
В начале февраля 2011 года начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин проинформировал на пресс-конференции в агентстве новостей «Интерфакс», что претензии к главе компании «Глобал фишинг» остались. «В отношении Гонтмахера есть еще одно уголовное дело, которое расследуется на Дальнем Востоке, но там пока о результатах говорить рано», – сообщил он, не конкретизировав, в каком именно преступлении подозревается бизнесмен. Известно также, что прокуратура внесла протест на оправдательный приговор Гонтмахеру и его подельникам.
Комментарии к скандалу
Директору политических программ Международного центра за справедливую политику Сергею Зацепилову совершенно очевидно, что причина дипломатического конфликта кроется вовсе не в отсутствии координации между американской и российской сторонами. По его мнению, посольство США было очень хорошо осведомлено о деле Аркадия Гонтмахера. «Видимо, объяснения по этому делу российской стороны американцы считают недостаточно убедительными, – рассуждает он. – Очевидно, принималось во внимание то, что присяжные вынесли оправдательный приговор еще в декабре 2010 года. К тому же посольство США в Москве неоднократно настаивало на специализированном медицинском обследовании и лечении Гонтмахера».
На его взгляд, речь идет о вполне конкретных и сознательных действиях США по защите интересов своего гражданина, несмотря на протесты властей России. «Таким образом, это можно считать дипломатическим конфликтом средней интенсивности, сюжетом для небольшого рассказа, но не для детективного романа», – резюмирует Сергей Зацепилов.
Он уверен, что РФ будет настаивать на возращении Гонтмахера в страну. «Однако обсуждение этого вопроса, скорее всего, затянется, а США не выдадут предпринимателя», – прогнозирует директор политических программ Международного центра за справедливую политику.
По его оценке, у российской стороны складывается четкое представление, что сотрудничество с американской администрацией по правовым вопросам можно вести ровно до того предела, пока речь не зайдет о защите интересов граждан США. «В таких случаях Соединенные Штаты принимают все меры к их возвращению на свою территорию, даже в том случае, если против этого активно возражает какое-либо другое государство. Это может кому-то нравиться, кому-то – нет, но такова реальность. Ее нужно просто учитывать», – констатирует политолог.
В его представлении, такой подход США вызывает даже определенную зависть в широких кругах российской общественности. «Всем хочется жить с ощущением того, что тебя защищает государство. Хотя юридически позиция США далеко не безупречна, они не всегда принимают во внимание правовые аргументы», – замечает он.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры (ЦПК) по внешней политике Максим Минаев в интервью «Голосу Америки» оценил дипломатических разногласия между Москвой и Вашингтоном как рабочий эпизод в двустороннем диалоге. «Серьезного воздействия на политический сегмент российско-американских отношений в этой связи ожидать не стоит, – анализирует он ситуацию. – У России с Америкой были неприятные эпизоды и более статусного характера. Достаточно вспомнить выдачу Бута, дело о сотрудниках внешней разведки или арест в Африке летчика Ярошенко, который подозревается в контрабанде крупных партий наркотиков».
Эксперт ЦПК считает, что все перечисленные прецеденты не внесли существенных корректив в российско-американские отношения. «Во многом потому, что они были все-таки достаточно персонифицированы. Формально их можно рассматривать (за исключением случая с американской «десяткой СВР») за пределами официального межгосударственного разговора. А это всегда отдается на усмотрение консульских служб и так далее», – поясняет он.
Максим Минаев уверен, что ни у Москвы, ни у Вашингтона сегодня нет интереса раздувать скандал. «Достаточно вспомнить, как Медведев отреагировал на разоблачение сотрудников СВР, – заключил он. – Была официальная установка не обращать на скандал особенного внимания и продолжать конструктивную работу. Сейчас в том же русле действует как МИД, так и Госдеп».
На вопрос, из-за чего тогда возник весь сыр-бор, эксперт заметил, что это стандартная реакция дипломатов на подобного рода действия, и не более того. «Было бы странно, если бы МИД вообще никак не отреагировал на произошедшее. Понятно, что ему необходимо обозначить свою позицию. Но сделано это было сугубо формализовано. Действия МИДа и посольства в Вашингтоне реализуются строго в рамках существующего дипломатического протокола. Какого-то политического подтекста здесь нет», – утверждает он.
Многих удивляет, что США не поспешили с ответом на демарши российских дипломатов. Максим Минаев предполагает, что в Вашингтоне сейчас по этому вопросу вырабатывается позиция, и она будет в ближайшее время озвучена через Госдеп.
Заявление Гонтмахера
Попытки Русской службы «Голоса Америки» получить комментарии в одной из наиболее влиятельных юридических фирм Вашингтона Patton Boggs, представляющей интересы Аркадия Гонтмахера, не увенчались успехом к моменту публикации. Однако ранее эта фирма выпустила следующее заявление от имени своего клиента:
«18 февраля 2011 года американский гражданин Аркадий Гонтмахер, проживающий в Беллвью, штат Вашингтон, воссоединился со своей семьей после трех лет противоправного заключения в России. Г-н Гонтмахер вернулся в Соединенные Штаты. Он, его супруга и двое сыновей выражают глубокую благодарность всем тем, кто поддерживал его в это время. Семья Гонтмахеров выражает особую благодарность Хельсинкской комиссии США, законодателям и адвокатам, работникам Госдепартамента, включая сотрудников посольства в России, а также правозащитникам и активистам в Вашингтоне, NCSJ (Национальной конференции в поддержку евреев России, Украины, стран Балтии и Евразии), юридическую фирму Patton Boggs, своих друзей и близких. Г-н Гонтмахер считает, что только благодаря их непрестанной поддержке он сумел выжить.
В настоящее время семья Гонтмахеров желает сосредоточиться на восстановлении здоровья г-на Гонтмахера, пошатнувшегося в заключении. Г-н Гонтмахер, наконец, сможет получить медицинскую помощь, необходимую для лечения болезни сердца. Его семья глубоко благодарна всем, кто поднимал гуманитарные вопросы и проблемы соблюдения прав человека во время затянувшегося пребывания г-на Гонтмахера в руках российских властей».