Америка, Россия и война, которая их объединила
Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты и Россия вместе противостояли общему врагу. Однако историки напоминают, что общая победа одновременно стала и поражением – после этого не осталось практически ничего, что связывало бы вчерашних союзников. Более того, закончившаяся 65 лет назад война до сих пор влияет на наш мир – некоторые начатые тогда споры не завершены до сих пор. Не рассекречены и многие документы той эпохи.
Об этом говорили участники конференции «Американо-российские отношения во время Второй мировой войны: история и уроки», которую совместно организовали посольство РФ в США и исследовательский Институт Кеннана (Kennan Institute).
Искажение истории
Если для США Вторая мировая война, которая закончилась 65 лет назад, это часть истории, то для многих постсоветских государств – это нечто намного большее и важное.
Власти России периодически начинают борьбу с фальсификациями истории. Так, например, в ноябре 2010 года Государственная Дума выступила с заявлением, в котором указывается, что недопустимо обвинять СССР в развязывании Второй мировой войны и оправдывать преступления нацистов. В 2009 году президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Выступивший на конференции в Вашингтоне замначальника Института военной истории Министерства обороны РФ Николай Никифоров весьма критически отозвался о работах западных историков о войне на советско-германском фронте, отметив, что они недостаточно хорошо осознают ту роль, которую сыграл Советский Союз в победе над нацистской Германией.
Он также подчеркнул, что абсолютно точно установлено число советских граждан, погибших во время войны – около 26,6 млн, и что встречающуюся в некоторых западных источниках цифру 35 млн следует считать ошибочной.
Никифоров напомнил, что в 2015 году Институтом будет опубликована фундаментальная история Великой Отечественной войны в 15-ти томах, написанная по поручению президента РФ, в которой будет приведена наиболее достоверная информация на эту тему.
Напомним, что аналогичные издания публиковались в СССР: в 1970-е годы была издана 12-томная «История второй мировой войны. 1939-1945», а в 1960-е – шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941-1945». В работе над обоими изданиями принимал активнейшее участие Институт военной истории.
Серхий Плохий (Serhii Plokhii), профессор истории Гарвардского университета (Harvard University), автор недавно опубликованной книги «Ялта: цена мира» (Yalta: The Price of Peace), в которой анализируются итоги Ялтинской конференции 1945 года, считает, что тема Второй мировой войны политизирована не случайно.
«Во-первых, потому что событие было потрясающего значения и разрушительной силы, – говорит Плохий. – Во-вторых, сперва для легитимизации режима советская пропаганда использовала революцию и Гражданскую войну, а после 1945 года это место заняла Вторая мировая война. Если посмотреть на события последних десятилетий в России, Беларуси и Украине, то очевидно, что эта тема остается очень важной. Идеологии режимов нуждаются в способах мобилизации своей поддержки – Вторая мировая война дает для этого возможности. То есть и научные исследования будут продолжаться – что очень хорошо, и спекуляции будут продолжаться, что гораздо хуже».
Серхий Плохий обращает внимание на то, что до сих пор на повестке дня остается вопрос, обсуждавшийся Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем в Ялте, – вопрос о «сферах влияния».
Плохий рассказывает: «Был очень интересен подход Черчилля. Он мыслил категориями сфер влияния и в 1944 году подобным образом поделил со Сталиным Балканы. Но в Ялте он предлагал действовать иначе: Черчилль был не против, чтобы в государствах, граничивших с Советским Союзом, возникли дружественные СССР режимы – но для этого должны были проводиться свободные выборы, существовать свободная пресса и пр. Если бы этот путь был реализован, то не появился бы “железный занавес” и, возможно, не было бы “холодной войны”. Но эта логика не воспринималось Советским Союзом. Молотов говорил, что с капиталистическим Западом можно жить только по принципу “это наше, а это – ваше”».
Ныне разногласия по поводу «сфер влияния» существуют в российско-американских отношениях. «Американский подход заключается в упоре на международные институты, включая ООН, ЕС и т.д., а Россия фактически отстаивает формулу Молотова», – резюмирует Серхий Плохий.
До сих пор в России остается засекреченной часть советских архивов по программе ленд-лиза – экономической помощи, которую в годы Второй мировой войны США оказывали Советскому Союзу. Напомним, что эта тема долгое время была крайне болезненной для советско-американских отношений: СССР долгое время отказывался выплачивать долги по ленд-лизу.
Елена Тюрина, директор Российского государственного архива экономики, привезла в Вашингтон несколько документов и фотографий. В частности, в посольстве России в Вашингтоне, где проходила конференция, были выставлены стенды с оригиналами некоторых рассекреченных документов советского Наркомата внешней торговли.
Среди них – докладная записка на имя наркома внешней торговли Анастаса Микояна о советском гарнизоне, находящемся на территории американской Аляски. В тексте документа указывается, что советские летчики и техники базируются вблизи аэродромов в городах Фэйрбэнкс и Ном, и что проблем с проживанием и питанием они не испытывают. Также был вывешен указ президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями генералов, офицеров и лиц сержантского состава армии Соединенных Штатов Америки» от 25 апреля 1946 года.
Елена Тюрина выразила сожаление, что до сих пор «секретность многих документов затрудняла работу историков, поэтому многие работы носили скорее публицистический характер».
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовался – сколько еще документов о ленд-лизе остаются недоступными для современных историографов? Тюрина сообщила, что все документы Наркомата внешней торговли уже поступили в Российский государственный архив экономики и будут рассекречиваться «в плановом порядке». По ее оценкам, гриф секретности не снят примерно с трети имеющихся материалов.
Замначальника Института военной истории Министерства обороны РФ Николай Никифоров уточнил, что основная масса документов эпохи Великой Отечественной войны хранится в Центральном архиве Министерства обороны в городе Подольске. «С абсолютного большинства документов снят гриф секретности, более того, эти документы помещаются на официальном сайте МО», – заверил он.
К сожалению, корреспондент «Голоса Америки» не смог обнаружить ни одного подобного документа на официальном сайте Министерства обороны в разделах, посвященных Великой Отечественной войне –http://podvignaroda.mil.ru и http://victory.mil.ru/.
В США документы, связанные с поставками в рамках программы ленд-лиза, были опубликованы в конце 1940-х годов. Значительная часть из них находятся в Национальных архивахhttp://www.archives.gov/research/guide-fed-records/groups/169.html#169.4.1
Джон Хэйнс (John Haynes), историк, сотрудник Отдела манускриптов Библиотеки Конгресса США, привел некоторые данные о результатах действия программы ленд-лиза. Он подчеркнул, что крупнейшим получателем американской помощи была Великобритания, на долю которой пришлось 40 процентов от общего объема поставок, СССР получил 32 процента. В СССР направлялось примерно 4,5 процента промышленной и сельскохозяйственной продукции, произведенной в США.
«Продовольствие – вероятно наиболее важная часть нашей помощи, – отметил Хэйнс. – В период с 1941 по 1945 год Соединенные Штаты направили в Россию такое количество продуктов, которое позволило обеспечить питанием 6 млн человек».
Подробнее о ленд-лизе
Вместо финала
На конференции посол Российской Федерации в США Сергей Кисляк рассказал о малоизвестном историческом факте: уже через десять дней после окончания Второй мировой войны советские и американские дипломаты, работавшие над программой ленд-лиза, начали переговоры о развитии двусторонней торговли.
«Но началась “холодная война”, и эти связи не развивались так, как могли бы развиваться, – отметил посол. – Даже сегодня, через 65 лет после окончания Второй мировой войны, торговля с Россией составляет менее одного процента объемов внешней торговли США, а торговля с США – менее 2,5 процентов объема внешней торговли России».
«Эта история демонстрирует, сколько за это время было неиспользованных возможностей для развития отношений между нашими государствами», – резюмировал Сергей Кисляк.