Cудья по делу Pussy Riot Марина Сырова в пятницу в шестой раз отказалась взять самоотвод. Она отклонила ходатайства о вызове большинства свидетелей защиты. Приставам запретили пускать в здание Хамовнического суда свидетелей, в том числе Алексея Навального. На входе в суд, в коридорах и в зале заседаний в пятницу возникали стычки и беспорядки. Приставы избили гражданского активиста Ярослава Никитенко, которого защита также просила допросить в качестве свидетеля. Ему разбили телефон, затем нанесли удар по почкам и поволокли вниз по лестнице.
“Вы запретили приставам пускать в суд свидетелей, – сказала судье адвокат Виолетта Волкова. – Пристав подтвердил, что в обед был звонок от вас и свидетелей вывели из здания суда и больше не впустили”. “Вы нарушили кодекс профессиональной этики, Уголовно-процессуальный кодекс. Я не могу перечислить все основания, по котором ваш будущий приговор может быть оспорен. Вы не имеете права судить девушек! Я прошу вас быть мудрой и уйти”, – цитирует выступление Волковой “Новая газета”.
Адвокаты подсудимых заявляют о невиданном масштабе процессуальных нарушений. “Нам не дали вызвать в суд свидетеля, который был в храме, который есть на видеозаписях. При том, что сторона обвинения допрашивала человека, который видел панк-молебен лишь на экране телевизора”, – подчеркнул адвокат Николай Полозов.
“Большего позора, чем этот суд, я никогда не видел, – заявил судье адвокат Марк Фейгин. – То, что вы сегодня сделали, уже ничего не исправит. Вы дали приказ не впускать свидетелей в здание суда, а потом вывести из здания тех, кто успел пройти. Ваша ангажированность очевидна. Это не суд, а фарс и балаган. Отвод!”
“Я говорила, что этот процесс унижает наше достоинство. Теперь я скажу, что это унижает и ваше достоинство. Вам стоит заявить самоотвод”, – сказала Сыровой подсудимая Мария Алехина.
После перерыва в зал перестали пускать прессу. Адвокаты подсудимых со скандалом заставили допустить журналистов и публику в зал. Находившаяся в зале конвойная собака громко лаяла, заглушая выступления. Адвокаты отмечают, что по правилам животные не могут находиться в зале суда. Приставы заявили, что “пес – не животное, а спецсредство”, сообщил Полозов. Волкова, в свою очередь, просила убрать пса, поскольку у нее аллергия на животных, но судья отказала.
В пятницу суд заслушал свидетелей защиты – преподавателя Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко Алексея Шульгина, у которого училась Екатерина Самуцевич, и однокурсницу Марии Алехиной Ольгу Виноградову. Судья отказалась вызвать заявленных защитой специалистов, среди которых были историк Ирина Левинская, религиоведы Валерий Отставных и Елена Иванова, художникм Анатолий Осмоловский и Дмитрий Гутов, культуролог Ирина Карацуба, филолог Елена Волкова, политолог Вячеслав Данилов. Прокурор заявил, что “вопросы, по которым сторона обвинения собирается допрашивать специалистов, не относятся к предмету доказывания в данном уголовном деле”. Накануне судья отказалась вызвать в качестве свидетелей находившихся в суде писательницу Людмилу Улицкую и теософа Гейдара Джемаля.
Адвокаты подсудимых настаивали также на вызове авторов трех экспертиз, заказанных следствием. Первые две экспертизы не обнаружили в действиях участниц панк-молебна мотива религиозной вражды. Согласно результатам третьей экспертизы, которые легли в основу обвинения, “фамилия “Путин” употреблена участницами акции с целью создать основания для последующего искусственного позиционирования данной акции как выражения политического протеста против власти, против высших должностных лиц и т.д., чтобы выставить себя “узницами совести, преследуемыми властями за критику”. Сами подсудимые настаивают на том, что провели в ХХС политическую протестную акцию.
“Экспертизы противоречат друг другу в определении политических мотивов, – заявила в суде адвокат Волкова. – Суд усиленно переводит процесс из политического поля в криминальное. Но на скамье подсудимых сидят не хулиганки, а политзаключенные, это очевидно всем. Я понимаю желание суда вывести процесс из политического поля. Но это уже не удастся”. “Не вызывая экспертов вообще, при наличии существенных противоречий в экспертизах приговор выносить невозможно”, – заявил адвокат Полозов. Однако судья отклонила соответствующие ходатайства защиты.
Cлушания продолжатся 6 августа в 10:00. Cуд продолжит исследование доказательств стороны защиты. Адвокаты подсудимых полагают, что процесс завершится быстро и приговор будет обвинительным. Марии Алехиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич грозит до 7 лет тюрьмы по статье 213 УК.
Во время заседания в пятницу сторонники Pussy Riot провели акцию протеста. Трое мужчин в балаклавах абрались на козырек здания библиотеки напротив суда, зажгли файеры и скандировали “Свободу Pussy Riot!” и другие лозунги. Мужчины также исполнили молебен “Богородица, Путина прогони”, за который судят участниц Pussy Riot.
Полиция не смогла сразу прекратить акцию. Возле библиотеки стояло с десяток полицейских, один поднялся на козырек и пытался уговорить участников акции спуститься, но те отказывались. За происходящим следили люди, пришедшие к суду поддержать панк-группу, некоторые кричали “Все правильно!”. В итоге полиция подогнала к зданию автовышку и с ее помощью сняла протестующих с козырька. Всех их посадили в автозак. Акция продолжалась больше часа.
Помимо участников этой акции в пятницу у суда были задержаны 7 человек из группы поддержки Pussy Riot. Накануне полицейские задержали у суда двоих активистов.
http://grani.ru/Society/Law/m.199445.html
Представители адвокатского сообщества выступили с открытым письмом в поддержку участниц группы Pussy Riot. По мнению юристов, действия Надежды Толоконниковой, Марии Алёхиной и Екатерины Самуцевич в Храме Христа Спасителя не предусматривают наказания по статье “Хулиганство”. Максимум, что им можно было бы предъявить – административный штраф в тысячу рублей за “оскорбление религиозных чувств граждан”, уверены юристы.
Адвокаты, подписавшие открытое письмо в поддержу участниц группы Pussy Riot, убеждены, что действия Надежды Толоконниковой, Марии Алёхиной и Екатерины Самуцевич не являются ни хулиганством, ни каким-либо другим преступлением. Юристы считают, что девушек привлекли к уголовной ответственности ошибочно и это противоречит нормам российского законодательства. Вот что рассказывает подписавший письмо адвокат бюро “Падва и Партнёры” Андрей Рахмилович:
– Pussy Riot обвиняют в хулиганстве, то есть в нарушении общегосударственного общественного порядка. Под этим понимаются действия, недопустимые в любом месте – на улице, в парке, в церкви. Нарушение правил поведения в церкви – это посягательство не на общественный или общегосударственный порядок, это посягательство на права конкретных граждан исповедовать любую религию. Если бы девочки действительно совершили преступление против конституционных прав граждан, тогда бы их действия должны были быть квалифицированы по статье 148 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за воспрепятствование проявлению религиозных обрядов, за воспрепятствование исповедованию религии. Но этого они не делали. В их действиях нет состава преступления по 148 статье, как и нет состава преступления по 213 статье, которую им вменяют: традиции, которые они нарушили, не являются общегосударственными. То, что какие-то христиане восприняли это как неуважение к себе, это вопрос в значительной степени самих христиан. Кто-то из потерпевших сказал, что они повернулись спиной к алтарю, а в алтаре Господь. Представление, что Господь в алтаре – личное представление этой самой старушки-потерпевшей. Если бы я был верующим человеком, я бы предполагал, что Господь все-таки находится всюду. Поэтому вопрос: были ли оскорблены религиозные чувства или не были – вопрос, не подлежащий правовому регулированию.
– На ваш взгляд, заслуживают ли девушки какого-либо наказания за эту акцию?
– В соответствии с действующим законодательством, по статье 5.26 КОАП предусмотрена административная ответственность за оскорбление чувств верующих. Это правонарушение наказывается штрафом до 1000 рублей. И это максимальное наказание, предусмотренное за такого рода проступки действующим законодательством.
– Как вы считаете, прислушается ли суд к позиции адвокатов?
– Если судья человек профессиональный, то я думаю, что она согласится с юридическим анализом ситуации, который мы даем. А уж какой приговор она вынесет – это вопрос не ко мне.
К середине дня 3 августа письмо подписали более тридцати юристов. Среди них – адвокаты, известные по процессам над компанией ЮКОС: Юрий Шмидт, Генрих Падва, Александр Гофштейн. Сбор подписей продолжается.
2 августа своё отношение к процессу над Pussy Riot выразил и глава государства Владимир Путин. После встречи в Лондоне с британским премьер-министром Дэвидом Кэмэроном, президент России заявил, что осуждает панк-молебен в Храме Христа Спасителя, однако считает допустимым несуровый приговор. “Я не думаю, что их надо так уж строго судить,” – сказал Владимир Путин. Максимальное наказание, к которому могут приговорить участниц группы Pussy Riot, – 7 лет лишения свободы.
Вот мнение политолога Андрея Пионтковского о том, повлияет ли заявление главы государства на ход дела:
– Заявление Путина – очередная разводка, которая снова напоминает нам, в какой стране мы живём. В стране, где нет никакого судопроизводства, а есть инквизиция, направляемая высшей властью и расправляющаяся с людьми при малейшей степени несогласия. Президент с удовольствием проводил время среди западных лидеров, которые всегда с подобострастием его принимают, при этом прекрасно зная, какой режим он представляет. Таким образом, Путин теперь покрасовался ещё и в образе гуманного диктатора. Я думаю, что гуманизм, выраженный словами “не слишком строго”, будет означать, что приговорят их не к 7 годам, а, например, к 4,5. – считает политолог Андрей Пионтковский.
В поддержку Pussy Riot продолжают выступать известные люди. В частности, американский актёр Дэнни де Вито на своей страничке в Twitter призвал отпустить девушек: “Мистер Путин… Pussy Riot.. Освободите их.” – написал актёр.
svobodanews.ru Наталья Джанполадова