Администрация Обамы и конгрессмены–республиканцы все никак не согласуют план сокращения дефицита, который должен позволить избежать существенного повышения налогов и значительного сокращения расходов федерального бюджета, начиная с 1 января. Пока никто не может гарантировать, что сторонам удастся договориться до конца года.
До момента, когда драконовские меры жесткой экономии больно ударят по ослабленной американской экономике, осталось четыре недели. Главный республиканец в Конгрессе, спикер Палаты представителей Джон Бейнер не исключает вероятности того, что Соединенные Штаты действительно могут сБейнер выступил в воскресной телепрограмме Fox News Sunday. Выступившему в этой же программе министру финансов Тимоти Гейтнеру задали вопрос, может ли он гарантировать достижение договоренности до 1 января.
«Нет, этого обещать я не могу. Это решение зависит от республиканцев».
На прошлой неделе Гейтнер встретился с лидерами Конгресса и представил им предложенный администрацией Обамы план действий, направленный на то, чтобы избежать «фискального обрыва». Этот план предусматривает повышение налогов для богатых, увеличение расходов на инфраструктуру, увеличение числа получателей пособий по безработице из федерального бюджета, сокращение расходов на государственные программы медицинского обслуживания пенсионеров и экономию средств за счет прекращения войны в Афганистане.
«Это предложение нельзя считать серьезным», – сказал Бейнер, заявив, что предложенный администрацией план по существу представляет собой существенное повышение налогов без реального сокращения расходов.
«Президент хочет, чтобы в ближайшие 10 лет доходы увеличились на 1,6 триллионов долларов. Предлагаемые им расходы на стимулирование экономики превышают величину сокращения расходов, на которую он готов согласиться. Если мы дадим президенту еще 1,6 триллионов долларов, что вы думаете, он сделает с этими деньгами? Он их потратит. Именно этим и занимается Вашингтон».
Что на это ответил министр финансов Гейтнер? Если республиканцев не устраивает предложение администрации, они должны выступить со встречным предложением, предусматривающим еще более значительное сокращение расходов.
«Если республиканцы не хотят ограничиваться этими реформами, или если они хотят сделать это по–другому, они должны сообщить нам, что именно они хотят предпринять».
По словам Гейтнера, если переговоры окажутся безрезультатными, это произойдет из–за негибкости республиканцев.
«Единственная причина, по которой это может произойти, заключается в том, что определенная группа членов Конгресса решит заблокировать достижение договоренности, желая распространить сниженные ставки налогов на богатых налогоплательщиков, а этого мы не можем себе позволить».
Республиканцы утверждают, что достижению договоренности препятствует то, что Обама настаивает на повышении налогов, но при этом не соглашается на существенное сокращение расходов.
По словам спикера Джона Бейнера, переговоры зашли в тупик.
«Я скажу, что пока мы вообще не сдвинулись с места. Мы вообще ни к чему не пришли».
Со времени состоявшихся в прошлом месяце президентских выборов президент Обама и лидеры Конгресса встретились лишь однажды, чтобы обсудить проблему госдолга. С тех пор Белый дом ведет переговоры с сотрудниками аппарата Конгресса, пытаясь свести к минимуму межпартийные разногласия.
Дефицит федерального бюджета превышает 1 трлн долларов, а национальный долг превысил 16 трлн долларов.
Майкл Боумен, Вашингтон VOA.GOV