Тим Хеммес попал в аварию и оказался парализованным: руки и ноги не слушаются его, а передвигался он в инвалидной коляске.
В университетском центе ему была сделана двухчасовая операция, в ходе которой Хеммесу вскрыли черепную коробку, подняли защитные оболочки мозга и под них – прямо на нейроны двигательной коры – наложили датчик электрокортиграфии (EcoG). Провода от этого датчика были выведены под черепную коробку, через шею в грудь, где они заканчивались разъемом, к которому периодически подключался компьютер.
В течение последующих четырех недель Тим занимался тем, что воображал, как он двигает руками и пальцами. Сигналы с датчика попадали на компьютер и далее подвергались анализу. Заранее никто из исследователей не знал, какие именно сигналы означают движение руки в целом, пальцев и т.д.
Все это определялось в ходе эксперимента. В конце четырех недель Тим и его компьютерная периферия «научились» двигать механической рукой, которую исследователи подключили к компьютеру. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных (clinicaltrials.upmcphysicianresources.com/bci/). По истечении четырех недель имплант был удален.
Другой подобный проект финансируется Агентством передовых военных исследований (DARPA) и осуществляется Университетом Джонса Хопкинса в Лаборатории прикладной физики (APL).
Эти эксперименты представляются их авторами как попытка наделить паралитиков возможностью манипулировать протезами. Их, однако, можно рассматривать как первые шаги в направлении, которое может затронуть не только больных, но и здоровых людей.
Если развитие этих имплантационных технологий пойдет обычным для технологий путем – упрощение, удешевление, автоматизация и снижение рисков – можно предположить, что в сравнительно недалеком будущем, скажем, через 10-20 лет, они станут применимы к здоровым людям. Не трудно предположить, что само наличие этих технологий откроет какие-то возможности (или создаст необходимости), которые сейчас не очевидны.
И тогда,.. а что, собственно, будет тогда? Именно об этом и стоит задуматься уже сейчас, взвешивая потери, приобретения и выбирая, исходя из них, путь, по которому следует или не следует идти.
Дмитрий Крылов VOA.GOV