Британский фильм «Король говорит!» получил четыре «Оскара». Призов удостоены режиссер Том Хупер, актер Колин Ферт и сценарист Дэвид Сайдлер
Как и ожидалось, лучшим фильмом кинематографического сезона Американская киноакадемия признала британскую ленту про монарха-заику «Король говорит!». Помимо этой ключевой номинации, «Оскары» получили режиссер Том Хупер, актер Колин Ферт и сценарист Дэвид Сайдлер.
Причем Сайдлер сам в детстве страдал заиканием, избавился от него в 16 лет и поклялся когда-нибудь в художественной форме рассказать о том, как трудно бороться с этим речевым недостатком.
«Социальную сеть» Дэвида Финчера считали грозным соперником, но фильм про рождение и становление Facebook получил лишь три «Оскара», причем не в главных категориях. Захватывающей дуэли не получилось. «Социальная сеть» отмечена лишь за адаптированный сценарий, музыкальную дорожку и монтаж. А про «Железную хватку» братьев Коэн, имевшую десять номинаций, – лишь на две меньше, чем «Король говорит!», – академики, словно забыли, – ее вообще никак не отметили.
Опоссуму Хайди из лейпцигского зоопарка полагается дополнительная порция какой-нибудь вкуснятины. Милейший косоглазый зверек, привезенный на телешоу Джимми Киммела, совершенно правильно предсказал победу в актерских номинациях Натали Портман и Колина Ферта.
Впрочем, те же прогнозы сделали и многие «двуногие эксперты». Четыре прежние номинации 52-летней Аннетт Бенинг («Детки в порядке») как аргумент в ее пользу не сработали. Беременная 29-летняя Портман получила первый в ее жизни «Оскар» за образ балерины Нины в эротическом триллере «Черный лебедь», будучи впервые номинирована 7 лет назад за роль в драме «Ближе».
Столь же ожидаемыми оказались премии Кристиану Бейлу и Мелиссе Лео за роли второго плана в социальной драме «Боец». Бейл сыграл боксера-неудачника, погрязшего в наркотиках, а Лео – его властную мамашу.
Эта не самая звездная актриса из-за своей досадной оплошности в одно мгновение получила не самую приятную мировую известность. В ходе своего эмоционального выступления с «Оскаром» в руках она обронила словцо на f, которое американские цензоры «забипали». Но в других регионах мира ругательство открыто пошло в эфир.
На встрече с журналистами в кулуарах церемонии Лео извинилась за неподобающую лексику. Но птичка вылетела и теперь будет долго порхать. Уже в ходе церемонии, по меньшей мере, двое выступавших язвительно прошлись по поводу «словца Мелиссы Лео».
В визуально-технических категориях торжествовала зрелищная футуристическая головоломка «Начало», получившая четыре «Оскара» – за операторскую работу, визуальные эффекты, монтаж и микширование звука.
Вполне закономерной считают эксперты триумф «Внутренней работы» режиссера Чарльза Фергюсона в категории «лучший документальный фильм». Страстное и аргументированное обличение Уолл-стрита как главного виновника финансового краха 2008 года явно легло на душу либеральному академическому большинству.
Также никого не удивила победа мирового кассового фаворита «История игрушек-3» в анимационной категории, как и призы за лучшие костюмы и работу художника-постановшика, доставшиеся «Алисе в Стране чудес».
Сенсация произошла в категории «лучший фильм на иностранном языке». Фаворитом считалась «Красата» мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту с неподражаемым Хавьером Бардемом в главной роли. А победила датская лента «В лучшем мире», о которой прежде очень скупо сообщала кинопресса.
Церемонию вели актеры Энн Хэтеуэй и Джеймс Франко. Хэтеуэй была более естественна и явно наслаждалась своей новой ипостасью и частой сменой экстравагантных платьев. Что же касается Франко, то он в этом дуэте оказался ведомым, пытался не совсем удачно острить, а чаще просто улыбался, что, впрочем, ему вполне к лицу.
Давно замечено, что церемония «Оскар» это что-то среднее между артистической тусовкой и профсоюзным собранием. Призы призами, а публика любит разглядывать умопомрачительные наряды звездных див, подмечает, «кто с кем», ну и прочие светские детали. Второй компонент проявляется, например, в нудном перечислении со сцены всех, кому благодарны награжденные.
На этот раз, похоже, увещевания продюсеров на говорунов действовали более эффективно, и церемония прошла, в целом, в неплохом темпе. Может быть, и потому, что рекламные заставки оказались короче, чем раньше, а презентеры часто раздавали награды дуплетом.
Бесспорным эмоциональным пиком вечера стал выход на сцену легендарного «Спартака», 94-летнего Керка Дугласа, вручавшего премию в номинации «лучшая женская роль второго плана». Патриарх с палочкой смотрелся на сцене отменно, был оживлен и шутлив, и долго томил номинанток и аудиторию, откладывая объявление победительницы.
Среди знаменитостей в церемонии засветились очень многие, в том числе президент Обама (не живьем, а в записи) и телеведущая Опра Уинфри, вручавшая награду документалисту Фергюсону. Мудрая Опра при этом сказала банальную, но очень правильную вещь: когда нам плохо и одолевают проблемы, мы идем в киношку, «чтобы убежать от реальности». Это и есть всегдашнее кредо Голливуда – красивый и увлекательный эскапизм.