Россия и США должны достичь такого уровня отношений, что даже если они в чем-то серьезно не согласятся, разногласие не перерастет в «информационную войну». Так считает заместитель госсекретаря по связям с общественностью и публичной дипломатии Джудит Макхейл. Между тем, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой убежден, что пресса в России и в США должна разъяснять гражданам, что наши страны – больше не враги. Об этом г-жа Макхейл и г-н Швыдкой рассказали корреспонденту «Голоса Америки» в эксклюзивном интервью, которое дали вместе после завершения первого дня конференции в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс.
Конференция посвящена сотрудничеству между США и Россией в области масс-медиа и положила начало взаимодействию членов рабочей группы, созданной в рамках двусторонней президентской комиссии Обама-Медведев. Сопредседателями рабочей группы с американской и российской стороны являются г-жа Макхейл и г-н Швыдкой.
Беседа с «Голосом Америки» шла на английском языке, поэтому корреспондент перевела слова Михаила Швыдкого на русский язык. Первый вопрос был об «информационной войне», которую США и Россия вели на протяжении многих десятилетий. Сохранились ли отголоски этой войны в том, как медиа США и России подают информацию друг о друге?
Джудит Макхейл считает, что сейчас – другое время и что стороны, особенно в работе двусторонней комиссии, фокусируются на тех областях, где возможно сотрудничество.
«Однако, как в любых отношениях, в каких-то областях наши интересы будут не совпадать, – добавила она. – Ведь для каждой стороны самое важное – это интересы национальной безопасности. И я уверена, так же считают наши российские коллеги. Но наша цель – это укрепить отношения между нашими странами так, чтобы когда – и если – появятся действительно серьезные противоречия, мы сможем спорить, даже сердиться друг на друга, но мы не достигнем той точки, которую вы называете «информационной войной». Важно, что наши президенты, посредством работы комиссии, хотят сфокусироваться на не тех областях, в которых у нас есть разногласия, а на тех, где у нас есть общие интересы».
Михаил Швыдкой придерживается похожего мнения.
«Конечно, и Россия, и США имеют свои собственные интересы, – сказал он в интервью «Голосу Америки». – Но сегодня в ряд этих интересов входит поиск общих решений для совместных программ. И поэтому очень важно, чтобы российская пресса объясняла российским гражданам, что Америка, которая в прошлом не была нашим другом, сейчас таковым является. И американская пресса должна предлагать разъяснения об изменениях американской внешней политики американцам, чтобы они не смотрели на Россию как на врага. В современном мире очень много проблем и вызовов, общих для России, США, Европы и всей планеты. Очень важно, что у наших президентов сложились прямые дружественные отношения. И что они понимают, что от их действий зависит будущее мира. Важно объяснить нашим народам, почему Россия и Америка сегодня должны быть вместе».
Корреспондент «Голоса Америки» спросила о новой программе Twitter, запускаемой госдепартаментом США: какова цель этой программы и что в России, в Кремле, о ней думают?
По словам Джудит Макхейл, США всегда стараются распространять информацию о своих решениях и объяснять людям в мире, почему эти решения были приняты.
«Мы запустили Twitter не только на русском языке, но и на арабском, на хинди, на китайском, по всему миру, – сказала заместитель госсекретаря США. – Думайте об этом проекте как о пресс-релизе 21-го века. Это еще один способ для связи с людьми, где бы они ни находились. Мы больше не можем надеяться, что люди просто придут к нам. Мы должны идти на информационный рынок, туда, где люди получают информацию и обмениваются идеями. Одно из преимуществ современных медиа-технологий – это то, что мы не только можем распространять информацию, но и ее получать. Это позволяет нам поддерживать диалог с людьми. То есть мы знаем, что происходит в мире, и можем быть активными участниками этого диалога».
Михаил Швыдкой признался, что сегодня Twitter пользуются не только молодые россияне – он популярен и среди членов российского правительств.
«Президент Медведев использует Twitter очень часто, – сказал он. – Twitter уже стал инструментом контакта между различными членами правительства. И мне кажется, возможно, что президенты Обама и Медведев завтра будут связываться при помощи Twitter. Мне кажется, очень важно, чтобы у людей был прямой контакт друг с другом. И мне кажется, что Twitter – это хороший инструмент для развития отношений между нашими странами».
Кремль, Twitter и госдепартамент США
Совместное интервью замгоссекретаря США и спецпредставителя президента РФ «Голосу Америки»
Михаил Швыдкой: Россия и Америка обречены на поиск взаимопонимания
В Гарвардском университете проходит российско-американская конференция по сотрудничеству в масс-медиа
Российские и американские журналисты должны разрушать сложившиеся стереотипы о двух странах. Об этом заявил директор информационного агентства ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, выступая на конференции по сотрудничеству между США и Россией в области масс-медиа, которая проходит сейчас в Гарвардском университете.
Конференция положила начало взаимодействию членов рабочей группы, созданной в рамках двусторонней президентской комиссии Обама-Медведев. В конференции, соорганизаторами которой является Центр Дэвиса по изучению России и Евразии в Гарвардском университете, принимают участие сотрудники администраций президентов Обамы и Медведева, а также американские и российские руководители медиа-холдингов, представители СМИ, интернет-ресурсов и журналистских объединений. Эксперты и официальные лица обсуждают вопросы российско-американского сотрудничества в условиях быстро развивающейся медиа-индустрии и появления новых медийных технологий.
Конференцию открыл специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Г-н Швыдкой считает, что Россия и США – это страны, которые «обречены на поиск взаимопонимания и общих позиций по фундаментальным вопросам выживания человечества».
«Совершенно очевидно, что в современном мире мы переживаем момент, когда стоит вопрос о модели будущего человеческого существования, – сказал специальный представитель президента РФ. – Сегодня и Америка, и Россия сталкиваются со схожими угрозами, схожими вызовами. С моей точки зрения, то, что мы сегодня здесь собрались, отражает необходимость сохранения гуманистических ценностей, таких как представления о свободе человека, о свободе прессы, о том, что выше человеческой свободы и жизни нет иных ценностей».
Заместитель госсекретаря США по связям с общественностью и публичной дипломатии Джудит Макхейл напомнила, что когда президент Медведев приезжал в прошлом году в Силиконовую долину, он говорил, что России необходимы инновации для того, чтобы стать современным процветающим демократическим обществом.
«США полностью поддерживают видение такой России президентом Медведевым, где высоко ценится человеческий капитал, знания и новые технологии, – сказала она. – Но инновации должны распространяться снизу вверх, а не сверху вниз. Правительство должно помочь создавать для этого условия, делать вложения в образование и инфраструктуру. Должен уважаться закон, свобода слова, право на интеллектуальную собственность. Мы хотим, чтобы президенту Медведеву удалось победить коррупцию и продвинуть свободу СМИ в России. Однако нас по-прежнему беспокоят нападения на журналистов и гражданских активистов в России, то, что дела Олега Кашина, Пола Хлебникова и Анны Политковской остаются нераскрытыми. Пока журналисты не будут чувствовать себя в безопасности, построить инновационное общество будет невозможно».
Г-жа Макхейл добавила, что американцы и россияне готовы вместе решать общие проблемы и открыто обсуждать вопросы, по которым они не согласны. «Собравшиеся здесь, я уверена, готовы помогать друг другу в преодолении общих сложностей, возникающих сегодня в индустрии масс-медиа», – считает заместитель госсекретаря США.
Замдиректора информационного агентства ИТАР-ТАСС Михаил Гусман подчеркнул, что российско-американские обмены в области журналистики очень важны. «Они очень важны для понимания нашими сообществами, нашими обществами друг друга, очень важны для разрушения стереотипов, – сказал он. – В прошлом многие российские и американские журналисты много сделали для того, чтобы создать стереотипы друг о друге. Сегодня, что греха таить, в России и в Америке эти стереотипы очень сильны. Меня очень огорчает, что в России достаточно сильны антиамериканские настроения, антиамериканские взгляды. Это надумано и несправедливо, но это можно отнести и к США. И если сегодня в работе наших СМИ нам удается способствовать разрушению стереотипов, можно сказать, что мы выполнили свою задачу».
Победит ли Twitter традиционные СМИ?
Российские и американские медиа-специалисты обсуждают будущее масс-медиа
Главный редактор Издательского дома «КоммерсантЪ» Азер Мурсалиев считает, что в 21 веке традиционные СМИ – газеты, журналы, телевидение – превращаются в «институт сертификации информации». Об этом г-н Мурсалиев заявил на конференции по сотрудничеству между США и Россией в области масс-медиа, которая сейчас проходит в Гарвардском университете.
В первый день этого двухдневного мероприятия американские и российские руководители медиа-холдингов, представители СМИ, интернет-ресурсов и журналистских объединений обсуждали перспективы развития традиционных СМИ в век бума социальных масс-медиа и появления новый медийных технологий.
Напомним, что конференция проходит в рамках работы двусторонней президентской комиссии Обама-Медведев. Ее соорганизатором является Центр Дэвиса по изучению России и Евразии в Гарвардском университете.
Главный редактор Издательского дома «КоммерсантЪ» Азер Мурсалиев считает, что даже если нам иногда кажется, что «бумаги больше не будет, будут только электронные СМИ», в новых условиях одно из необходимых качеств традиционных медиа – это достоверность информации.
«Если уважаемый бренд написал об этом – это так и есть, – сказал Мурсалиев в своем выступлении. – Вырастает роль аналитики, расследований, то есть, строго говоря, всего того, что определяется словом профессионализм. И в этом смысле носитель может меняться, но неизменным будет оставаться то, что для производства новостей нужна профессиональная редакция. Профессиональная редакция дорого стоит – но нельзя на этом экономить. Нельзя платить профессионалу ниже рыночной стоимости, ставить в условия, когда он чувствует себя не на равных с ньюсмейкерами. Экономия на профессионализме означает уверенный уход в сторону деградации».
Николай Усков, главный редактор российской версии журнала GQ, отметил, что огромные потоки информации, обрушивающиеся на современного человека, неизбежно ведут к тому, что не позволяют ему эту информацию «переваривать».
«Человек больше ничего не понимает в происходящем, – считает Николай Усков. – Рано или поздно люди обязательно устанут от моря неструктурированной, непроверенной информации, они захотят вернуться к старым добрым СМИ. Задача нашего поколения – сохранить профессиональные коллективы несмотря ни на что. Я даже уже ощущаю откат от повального увлечения новыми возможностями социальных медиа к проверенной информации, обладающей определенным авторитетом».
Однако, считает г-н Усков, современные журналисты должны быть мультимедийными журналистами.
«Совершенно не обязательно, что мы все останемся на бумаге, – считает он. – Я вообще не люблю газет, они оставляют грязь на пальцах. Я предпочел бы, чтобы у меня в мозгу был микрочип и я получал бы свежий номер «Нью-Йорк Таймз» таким образом. Но я хотел бы получать именно эту газету, а не твит. Нам, традиционным СМИ, нужно не бояться осваивать новые возможности. Я считаю, что современный журналист должен не только уметь набрать свой текст на машинке, он должен быть и блоггером, и достаточно активным медийным персонажем, то есть выступать на радио, появляться в качестве эксперта на телевидении. Мультимедийность – абсолютный «маст» для любой редакции».
Джойс Барнатан, представитель Международного центра журналистики, считает, что традиционные СМИ должны научиться работать с материалами так называемых «граждан-журналистов», свидетелей важных событий, которые не являются профессионалами.
«Если кто-то стоит на берегу Гудзона, а в этом время на поверхность реки пилот посадил самолет и свидетель это записал на видео – мы должны понять, как можно инкорпорировать работу этих граждан-журналистов, мы ни в коем случае не можем ее игнорировать, – считает она. Все, что мы сегодня делаем, должно быть интерактивным. Мы является свидетелями революции в области новостной медиа.Революция зачастую вызывает у людей много неудобств и беспокойства. Возникает вопрос: как работать с потоком неотфильтрованной информации? Мы, как профессионалы, должны поставить себе высокую планку в том, как мы с этой информацией обращаемся. Но мы должны понимать, что новые технологии могут и должны работать в нашу пользу».
Джо Бергантино, руководитель Центра журналистских расследований в Новой Англии, сожалеет, что зачастую редакции газет и журналов в США, да и вообще во всем мире, закрывают именно отделы, которые занимаются этим жанром.
«Я верю, что для серьезного глубокого журналистского расследования должно быть место в СМИ и сегодня, и в будущем, – сказал он. – Самые лучшие статьи в этом жанре – это те, которые призывают к ответу власть имущих. Без этого демократия в США, да и вообще в мире, не может существовать. Именно этот жанр требует самого большого количества затрат и зачастую является самым опасным. Когда сокращают целые отделы, мы в нашем центре пытаемся заполнить образующийся таким образом вакуум».