Алжирские подразделения провели операцию по освобождению захваченных иностранцев. По неподтвержденным официально данным, в ходе операции несколько заложников были убиты. Среди удерживавшихся преступниками работников компании были в том числе американские граждане.
В четверг пресс-секретарь Белого дома Джей Карни отказался сообщить журналистам, была ли попытка алжирской армии скоординирована с американцами: «Слишком рано задавать такие вопросы, на данном этапе нашим приоритетом является определить статус замешанных в этом американских граждан, и прояснить, что там произошло. Мы консультируемся с правительством Алжира, но я не могу вдаваться в подробности».
Пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд отказалась давать комментарии по поводу числа заложников, заметив только, что представители ведомства поддерживают связь с семьями захваченных американцев: «Ситуация быстро меняется, и нашим главным приоритетом является безопасность людей».
Нуланд заявила, что в связи с ситуацией в Алжире, Госдепартамент начал переоценку возможных угроз безопасности жизни американских граждан в регионе. « “Аль-Кайда в странах Магриба” известна похищениями граждан западных стран – таким образом они финансируют свою деятельность. Это самая крупная из произведенных ими подобных атак, и мы опасаемся, что другие группировки могут попытаться скопировать их действия».
Попытка властей Мали и Франции остановить продвижение боевиков «Аль-Каиды в странах Магриба» (AQIM) по территории страны привело к атаке на газовое месторождение в соседнем Алжире, – боевики назвали атаку акцией возмездия за интервенцию.
На данном этапе неясно, как далеко США готовы пойти в оказании помощи французам.
«Мы поддерживаем задачу Франции не дать террористам обосноваться в Мали, и заметим, что правительство Мали попросило французов поддержать их в борьбе против “Аль-Каиды в странах Магриба”, – пояснил в четверг Джей Карни. – Франция обратилась к нам с просьбой предоставить дополнительные разведданные и помощь с логистикой, и мы рассматриваем эти запросы. У нас есть уникальные возможности во всем, что касается переброски войск, и мы помогаем им с переброской солдат и снаряжения. “Аль-Каида в странах Магриба”, без сомнения, представляет опасность для наших интересов в регионе, – но это многоглавое чудовище, если можно так выразиться, и мы вместе с нашими союзниками ведем интенсивную борьбу с этими группировками по всему миру».
Некоторые вашингтонские эксперты полагают, что помощь не ограничится логистической поддержкой.
«Америка может помочь Франции беспилотниками и средствами слежки, “умными” бомбами, – написал в аналитической статье Брюс Ридел, эксперт Брукингского института, добавив, что он не сомневается, что за этой атакой AQIM могут последовать другие. – Боевики могут убить заложников и захватить новых. Еще более страшный сценарий – массовый теракт на территории Франции – французская кампания в Мали сопряжена с риском».
Ридел напоминает, что во Франции проживают свыше пяти миллионов иммигрантов из Алжира, и если в стране есть замороженные ячейки «Аль-Каиды» – их могут задействовать сейчас.
Джонатан Шанцер, вице президент по научным исследованиям в вашингтонском Фонде по защите демократии (Foundation for Defense of Democracies), сказал в интервью «Голосу Америки», что присутствие «Аль-Кайды» в Алжире не является новостью, хотя группа пережила несколько трансформаций:
«В 90-х группа моджахедов с афганского фронта вернулись в Алжир и создали там Вооруженную исламскую группу, к концу 90-х позже трансформировалась в салафитскую группу, которая во время войны в Ираке превратилась в “Аль-Кайду в странах Магриба”. Это местная группа. Она получает определенную помощь – финансовую и организационную помощь от центральной “Аль-Кайды”, но у них есть и своя сеть контрабанды, европейские преступные группы, которые их финансируют с помощью махинаций с кредитными карточками и так далее. Помимо “больших” задач вроде мирового джихада, у них есть и местные амбиции – к примеру, противостояние правящему режиму в Алжире и еще некоторым режимам в Африке, которые они считают недостаточно исламистскими».
Шанцер считает, что «Аль-Кайде» в Алжире не было уделено должного внимания:
«Американская кампания сосредоточилась в основном на Йемене, Сомали. Однако проблема заключается в том, что каждая из этих местных относительно компактных и мобильных “франшиз” террора способна нанести большой ущерб.
Мне кажется, по большому счету, упорядоченной стратегии по борьбе с этими
“франшизами” не существует. Америка долгое время вела борьбу с центральной «Аль-Кайдой», Усамой бин Ладеном – и преуспела, ликвидировав большинство ключевых фигур. Однако надо принимать во внимание, что существует еще и эта широкая сеть локальных террористических организаций, рассредоточенных по всему миру, которые ассоциируют себя с “Аль-Кайдой” – и они не только в Сомали и Йемене, сейчас мы наблюдаем присутствие “Аль-Нусры” в Сирии, ячейки на Синайском полуострове и в секторе Газы. США хорошо осведомлены об их присутствии, называют их террористическими организациями, но, в общем и целом, не нейтрализуют их. Министерство финансов США внесло лидера той самой алжирской группировки, которая взяла ответственность за это нападение, в список террористов уже несколько лет назад, поскольку его люди занимались похищениями иностранцев ради выкупа».
Эксперт полагает, что администрация президента Обамы не заинтересована вмешиваться в этот кризис: «Думаю, это останется в основном конфликтом французов. Может, туда пошлют беспилотники, может, бомбардировщики, но я не могу представить сценария, при котором Америка пошлет туда солдат. Вряд ли после того, как мы вывели войска из Ирака и выводим из Афганистана, президент Обама вдруг объявит, что в Мали или Алжире обнаружился стратегический интерес Америки».
«Формальным поводом послужило стремление остановить продвижение боевиков, которые собирались захватить большую территорию. Я слышал версии, что выход американцев из Афганистана каким-то образом послужил стимулом для французов проявить активность в борьбе с их противниками – но не думаю, что дело в этом», – отметил эксперт.
«Меня удивило то, что алжирские военные предприняли атаку на террористов – такое ощущение, что американцы даже не были проинформированы об этом, не говоря уж о возможности принять участие в операции по освобождению заложников», – подчеркнул Джонатан Шанцер.
Наташа Мозговая VOA.GOV