«У нас здоровье рассматривается больше как инструментальная ценность, для того, чтобы что-то делать – работать или растить детей. А вот здоровье для того, чтобы я жила или он жил – это воспринимается меньше. Это нужно культивировать, это что-то новое, чего раньше у нас не было», – подчеркнула российский эксперт.
США и Россия могут многому друг у друга научиться в области здравоохранения – США могут помогать России развивать высокие технологии, а Россия может поделиться опытом публичного здравоохранения и профилактики заболеваний. Так считает Анна Короткова, заместитель директора по международным вопросам ФГУ «ЦНИИ ОИЗ» Минздравсоцразвития России. Эксперт выступила на конференции под названием «Общее здоровье: сотрудничество США и России в области здравоохранения» в Центре стратегических международных исследований в Вашингтоне. В конференции приняли участие российские и американские ученые, врачи, политики, представители американских и российских НПО.
«Системы здравоохранения в США и России разные, и у каждой есть преимущества, которыми мы можем друг с другом поделиться, – сказала доктор Короткова в интервью «Голосу Америки». – У США – это высокие технологии, у нас – наследие советского периода, которое мы не растеряли и сейчас активно восстанавливаем. Это публичное здравоохранение, включая профилактику. За время перестройки, когда нам было тяжело, мы, Россия, отстали в технологиях. Наши научно-исследовательские институты следят за последними технологическими новинками, но наша задача сейчас донести их до каждого медработника».
Бывший лидер республиканского большинства в американском сенате Билл Фрист, по профессии – хирург, тоже принял участие в конференции. В интервью «Голосу Америки» он отметил, что многие открытия, сделанные российскими медиками, сейчас являются достоянием всего мира.
«До того, как я стал политиком, я был врачом, занимался пересадкой сердца и легких, – сказал Билл Фрист в интервью «Голосу Америки». – Эта область трансплантации была основана великим российским ученым Владимиром Демиховым. Его имя было на слуху, когда я был еще мальчиком, я видел фотографии, как он проводит операции. Так что я еще давно видел это тесное сотрудничество в области науки. И потом оно продолжалось в области борьбы с корью в 70-е годы, а теперь продолжается в борьбе с полиомиелитом. И вот это сотрудничество, эти общие интересы существуют и в области политики, и в области науки, и в области здравоохранения».
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, поделился с «Голосом Америки» печальной российской статистикой: Россия первая в мире страна по курению. 60% мужчин и 22% женщин курят. 35% выпускников московских школ, мальчиков и девочек, курят регулярно. В год в России выкуривают 400 миллиардов сигарет – больше, чем в США, причем население России почти вдвое меньше, чем в США.
«Все это говорит о том, что антитабачных мер в России до недавнего времени не было, и что табачные компании имеют в России тепличные условия, и эту теплицу они выстраивали начиная с 90-х годов, – рассказал Дмитрий Янин в интервью «Голосу Америки». – 90% всего табачного рынка – это четыре транснациональные компании. Они принесли в Россию модные сигареты, они в три раза увеличили уровень женского курения. Потому что представить себе девушку, курящую «Беломор» или даже «Яву», достаточно трудно, а сигареты «лайтс», ментоловые, вишневые, шоколадные – эти сигареты наполняют полки российских магазинов. Табачные компании не допускают повышения акцизов. Акциз в Москве в 42 раза ниже, чем в Нью-Йорке, то есть пачка «Мальборо» стоит полтора доллара. При этом в российский бюджет идет в переводе с рублей 20 американских центов. В Нью-Йорке налог с пачки сигарет – почти семь долларов».
По словам Дмитрия Янина, эта ценовая доступность сигарет отстаивается министерством финансов РФ и различными лоббистами, хотя все данные указывают на то, что чем больше стоят сигареты, тем меньше курильщик выкуривает. Эксперт добавил, что в США, на уровне законопроектов в различных городах и штатах, борьба с курением началась в 60-е годы прошлого века, и в этой области России есть чему у США поучиться.
По мнению Елены Дмитриевой, доктора социологических наук, директора Фонда содействия национальным проектам в области общественного здравоохранения и руководителя Центра изучения инновационных технологий в общественном здравоохранении, в России сейчас стали делать больший акцент на профилактическую медицину, на изменение поведения и на то, чтобы здоровый образ жизни стал нормой.
«Раньше забота о здоровье многими рассматривалась как забота, которую должно предоставить государство, – сказала Елена Дмитриева в интервью «Голосу Америке». – Сейчас многие программы под эгидой «Здоровая Россия» призывают индивида заботиться о своем здоровье самому. Это важно, когда человек сам осознает, что здоровье – это в первую очередь его ответственность, а не ответственность государства».
Важно, чтобы население России осознало, что здоровье – это ценность, считает Елена Дмитриева. «У нас здоровье рассматривается больше как инструментальная ценность, для того, чтобы что-то делать – работать или растить детей. А вот здоровье для того, чтобы я жила или он жил – это воспринимается меньше. Это нужно культивировать, это что-то новое, чего раньше у нас не было», – подчеркнула российский эксперт.