Нью-йоркский конгрессмен-республиканец Питер Кинг, председатель Комитета Палаты представителей по внутренней безопасности, предложил ввести закон, запрещающий вооруженным лицам приближаться ближе, чем на тысячу футов к высокопоставленным представителям федерального правительства, конгрессменам и федеральным судьям. Конгрессмен Кинг, один из немногих республиканцев, выступающих за ограничение прав на покупку и ношение оружия, сообщил об этом на пресс-конференции в нью-йоркском Сити Холле, выступив вместе с Майклом Блумбергом и мэрами еще нескольких городов в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильвания. Предложение Кинга последовало за кровавым инцидентом в Аризоне в минувшую субботу, когда 6 человек, включая федерального судью, были убиты и более 10 человек, включая конгрессвуман Габриэль Гиффордс, ранены.
Конгрессмен Кинг назвал стрельбу в Аризоне «покушением не только на конгрессвуман Гиффордс, но и на демократию в целом».
«Через несколько недель я представлю законопроект, который запретит вооруженным лицам приближаться ближе, чем на тысячу футов к месту, где находится президент, вице-президент, конгрессмены, члены кабинета министров, включая директора ЦРУ, а также федеральные судьи, – сообщил Кинг. – Это должно исключить ситуации, подобные той, что имела место в Тусоне, где такого запрета нет, и в результате полиция не имеет законных оснований даже для того, что бы спросить вооруженного человека, что он делает поблизости от конгрессмена. Мне кажется, что предлагаемые мною меры необходимы не только для того, что бы защитить официальных лиц, но и общество в целом».
В интервью Русской службе «Голоса Америки» Питер Кинг сказал, что конгрессменам следует оповещать местную полицию о проведении каких-либо публичных мероприятий, как, например, встреч с избирателями, с тем, что бы там определяли, какие меры безопасности необходимы. Некоторые конгрессмены уже выразили обеспокоенность тем, что повышенные меры безопасности могут лишить их возможности тесного, неформального общения с избирателями. Конгрессмен Кинг, которого сопровождал телохранитель, этих опасений не разделяет.
«Я никогда не оказывался в ситуации, когда присутствие охраны мешало мне общаться с людьми, – сказал он. – Это хорошо подготовленные профессионалы, которые умеют оставаться достаточно близко к политику, но при этом не препятствуют его общению и не привлекают к себе внимания. Мне кажется, опасения высказывают те конгрессмены, которые никогда не пользовались охраной и не знают, насколько это профессиональные люди».
Конгрессвуман Каролин Маккарти, демократ из Нью-Йорка, ранее предложила запретить продажу оружейных магазинов увеличенной емкости, наподобие того, которым воспользовался Джаред Лафнер, которому были предъявлены обвинения в убийстве и покушении на убийство в Тусоне. Аналогичный законопроект намерен предложить в Сенате Франк Лотенберг, демократ из штата Нью-Джерси.
«Единственно как можно объяснить желание зарядить свою винтовку 33-мя пулями – это желанием очень быстро убить очень много людей, – сказал сенатор Лотенберг. – Эти магазины увеличенной емкости вообще не должны быть доступны в продаже».
На протяжении 10 лет – с 1994 по 2004 годы – таких магазинов не было в продаже. В то время в США действовал полный запрет на продажу рядовым гражданам боевого огнестрельного оружия (assault weapons) и магазинов увеличенной емкости, вмещающих более 10 патронов. Сенатор Лотенберг считает, что такие магазины нужно опять запретить.
Майкл Блумберг: стрельба в Тусоне высветила «системные проблемы»
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, ярый сторонник мер по ограничению продажи оружия, призвал воспользоваться трагедией в Аризоне для того, что бы привнести «здравый смысл в законы, регулирующие» такие продажи.
«Когда жертвой огнестрельного оружия становится публичная фигура, пресса уделяет этому много внимания – и это правильно, – сказал он. – Однако, вдействительности, каждый день от пуль погибают 34 американца».
По мнению мэра Блумберга, стрельба в Тусоне высветила «системные проблемы», связанные с продажей оружия в США. Говоря о Джареде Лафнере, мэр Блумберг назвал его «наркоманом, получившим доступ к оружию».
«Закон запрещает наркоманам и лицам, страдающим от наркозависимости, покупать оружие, – напомнил он. – Однако у правоохранительных органов нет четкого определения, кто является наркоманом. Поэтому, по состоянию на 31 декабря лишь 2,092 человека значатся в федеральной базе данных как наркоманы или наркозависимые. Туда должны быть внесены сотни тысяч людей, включая, возможно, и человека, стрелявшего в Тусоне. Он был наркозависимым, и в прошлом был арестован в связи с употреблением наркотиков. В декабре 2008 года из-за этого его не взяли в армию».
Напомнив, что в армию – как и в нью-йоркскую полицию – не берут служить тех, кто когда-либо применял наркотики, Блумберг посетовал, что запрет на покупку оружия действует лишь в течение одного года после зафиксированного случая употребления наркотиков. Мэр Нью-Йорка призвал увеличить этот период до 5 лет.
Еще одной системной проблемой мэр Блумберг назвал неспособность различных правоохранительных и федеральных ведомств обмениваться информацией.
«Можно было бы предположить, что после терактов 11 сентября мы поняли, какие смертоносные последствия может иметь неспособность различных ведомств обмениваться информацией, – сказал он. – Но, по правде говоря, это не так. Мы видели последствия этого в Форт-Худе и теперь в Тусоне. В случае на военной базе Форт-Худ ФБР знало, что (майор Нидал Малик Хасан, открывший стрельбу по сослуживцам – М.Г) является потенциальным террористом, но ФБР не уведомило об этом армейское руководство. В случае в Тусоне армии было известно, что Лафнер – хронический наркоман, однако, похоже, что ФБР об этом было неизвестно. С точки зрения общественной и национальной безопасности, федеральное правительство должно более эффективно распространять информацию с тем, что бы правоохранительные органы могли сопоставлять факты и делать выводы».
Вторая поправка и ограничения
И мэр Блумберг, и конгрессмен Кинг подчеркнули, что они не выступают против второй поправки к Конституции, гарантирующей право на хранение и ношение оружия. По словам Блумберга, речь идет не о «идеологической битве, а о соблюдении уже существующих законов», которые запрещают определенным лицам владеть оружием. Конгрессмен Кинг подчеркнул, что он выступает с позиций консерватора, «твердого сторонника законности и порядка».
«На мой взгляд, если в некоторых штатах для ношения оружия не требуется даже получать разрешения и граждан даже не имеет права остановить полиция – это подрывает основы общества», – сказал Кинг.
По данным Brady Campaign to Prevent Gun Violence, организации, которая выступает за введение жестких запретов на оружие, штат Аризона находится на предпоследнем месте в стране по жесткости законов, ограничивающих право на оружия. Это один из трех штатов в США, где носить спрятанное огнестрельное оружие можно без получения на это вообще какого-то бы ни было разрешения от властей.
Даже самые «идеологические» сторонники второй поправки признают необходимость «разумных ограничений на владение и ношение оружия». Эту позицию подтвердил и Верховный суд США.
«Если ограничить право на владение оружием с магазином увеличенной емкости, если более тщательно проверять личность человека, покупающего оружие, если более тщательно выявлять людей с психическими расстройствами – это не будет противоречить Конституции, – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» руководитель Совета директоров либертарианского Института Катона Роберт Леви. – Мне кажется, что с этим согласно большинство американцев. Главное, чтобы это не стало движением по наклонной плоскости к введению все большего количества ограничений».
В то же время, считает Леви, «законы, ограничивающие право на владение оружием, не способствуют предотвращению убийств».
«В Вашингтоне, округ Колумбия, – продолжает он, – огнестрельное оружие было запрещено на протяжении 33 лет, и это не помешало Вашингтону стать столицей преступности в США. Если убийц не останавливают законы, запрещающие убийства, их не остановят законы, запрещающие оружие. Потому что они не решают проблем, действительно лежащих в основе преступности: проблемы наркотиков, алкоголизма, нефункциональных школ, проблемы людей с психическими отклонениями».
Аналогичную позицию занимает и Национальная ассоциация стрелков США (НАС), активно лоббирующая интересы производителей и любителей оружия в Конгрессе. Эта организация настолько влиятельна, что выступать против нее для политиков считается делом опасным. НАС использует свои значительные ресурсы для того, что бы добиться поражения конгрессменов, выступающих за ограничения на продажу оружия.
Впрочем, как пишет газета Washington Post, влияние оружейного лобби может быть преувеличено. По данным Brady Campaign (названную в честь получившего ранение во время покушения на Рональда Рейгана его пресс-секретаря Билла Брэйди), во время последних промежуточных выборов 27 кандидатов-демократов, которых поддержала Национальная ассоциация стрелков, проиграли выборы. В то же время, только 2 из 101 баллотировавшихся демократа, которые поддерживали ограничения на оружие, проиграли на выборах. Газета пишет в редакторской колонке, что если Барак Обама поддержит введение больших ограничений на оружие, общественное мнение в этом отношении тоже может измениться.
Боль матерей
На это надеется и Татьяна Тимошенко, чей сын, Рассел, работавший в нью-йоркской полиции, погиб при исполнении служебных обязанностей в 2007 году (http://www.voanews.com/russian/news/a-33-2007-07-20-voa4.html?textmode=1). На пресс-конференции во вторник она стояла между мэром Блумбергом и конгрессменом Кингом. Ей трагедия в Аризоне хорошо понятна.
«Опять страдают дети, невинные люди, – сказала Татьяна Тимошенко «Голосу Америки». – Я потеряла сына, и моя задача сейчас – как матери и как человека – сделать что-нибудь для того, чтобы такие трагедии не повторялись».
Ее беспокоит то, сколько оружия в Америке оказывается в руках молодых людей.
«Мы должны что-то менять, – убеждена Татьяна Тимошенко. – Я понимаю, что в этой стране владение оружием – это часть культуры, но, может быть, то, что работало ранее, больше не работает».
«Я надеюсь, что Конгресс начнет прислушиваться к людям, – добавила мать погибшего полицейского. – Ведь подобные случаи происходят довольно часто, пусть не в таком масштабе – но на улицах погибают дети, случайные прохожие, невинные люди. Может быть, чем чаще мы будем говорить об этом, тем быстрее нас услышат».
Однако, отмечает Роберт Леви из Института Катона, в США 48 штатов из 50 позволяют скрыто носить оружие и большинство американцев это вполне устраивает. Существующие в Нью-Йорке, в Чикаго и в Сан-Франциско законы, ограничивающие продажу оружия, Леви назвал «драконовскими».
Как сообщает агентство «Блумберг» со ссылкой на данные ФБР, после стрельбы в Тусоне значительно возросла продажа полуавтоматических пистолетов «Глок». Именно такую модель, стоимостью 499 долларов, использовал Джаред Лафнер. По данным агентства, продажа «Глоков» в понедельник подскочила в Аризоне на 60 процентов, в Огайо – на 65, в Иллинойсе – на 38, в Нью-Йорке – на 33, в Калифорнии – на 16. В среднем по стране объем продажи такого вида оружия вырос на 5 процентов.
Блумберг и Кинг призывают ужесточить контроль над продажей оружия в США. ВОА