Как известно, в апреле 2010 года президент Барак Обама принял решение отказаться от программы президента Джорджа Буша-младшего «возвращения» на Луну, известной под именем «Созвездие», и переориентировать НАСА с разработки луннойпилотируемой техники на подготовку экспедиций к астероиду (в районе 2025 года), а после и к Марсу (в середине 2030-х годов).
С точки зрения обеспечения широкой общественной и политической поддержки космической деятельности, это было абсолютно правильное и обоснованное решение. С одной стороны, оно дало американским налогоплательщикам ощущение того, что США действительно движутся к новым горизонтам, а не тратит миллиарды долларов на «бег на месте», даже если это «место» и расположено на Луне. Вспомним, что к 2018 году, когда по замыслу Буша-младшего американцы должны были повторно высадиться на Луне, мир уже приближался бы к празднованию полувекового юбилея первой посадки спутник Земли экипажа «Аполлона-11».
С другой – нацелив НАСА на экспедиции в «дальний космос», начинающийся за лунной орбитой, Обама дал американской промышленности стимул для создания принципиально новой космической техники. Работы в данном направлении оказали бы серьезное стимулирующее воздействие на развитие высоких технологий, а также науки США в целом.
Но в Соединенных Штатах за редким исключением лишь та инициатива президента воплощается в жизнь, которая одобрена Конгрессом. Первая реакция законодателей на новый космический курс Обамы была в целом положительной. 29 сентября прошлого года Конгресс одобрил выделение средств в бюджет НАСА на 2011 год в размере 19 млрд долларов, а до 2013 года включительно – на сумму 58 млрд. Это – те объемы финансирования, которые должны были позволить НАСА продолжить работу над «астероидными» и «марсианскими» планами Обамы, а также оказывать содействие тем частным американским компаниям, которые решили самостоятельно создать грузовые и пилотируемые космические корабли для космической программы США. Впрочем, уже сразу после сентябрьского голосования некоторые представители высшего руководства НАСА, а также ряд законодателей выразили опасение, что агентство может и не получить обещанные средства. Причина – отсутствие согласия между законодателями и президентом по федеральному бюджету США в целом.
Увы, пессимистичные прогнозы оправдались. Возникает вопрос – почему? Ведь в конце сентября прошлого года Конгресс, как уже отмечалось, одобрил бюджет НАСА, а Обама утвердил данное решение законодателей. Но в Соединенных Штатах решение о государственном финансировании проходит два законодательных этапа. Первый – это принятие законопроекта о выделении средств (Authorization bill), а второй – принятие законопроекта о разрешении использования выделенных средств (Appropriation bill). И то, и другое является в принципе одобрением бюджета, но при этом есть существенные нюансы. Выделение средств – это лишь согласие с тем, что та, или иная статья расходов должна быть обеспечена финансированием. Однако, данное согласие еще не означает автоматической выдачи средств. Последнее происходит после того, как законодатели проголосуют за разрешение использования той суммы (а возможно – немного большей или меньшей), которая была обозначена в законопроекте о выделении средств.
Голосование по бюджету НАСА в сентябре прошлого года было лишь первым этапом пополнения «кошелька» агентства. Проблемы начались на втором этапе, по завершению которого НАСА получило бы право пользоваться содержимым этого «кошелька». Но этого не произошло из-за уже упомянутого отсутствие согласия между Капитолийским холмом и Белым домом по федеральному бюджету США в целом. В декабре прошлого года Обама и законодатели нашли компромиссный вариант: был принят так называемый «краткосрочный» закон о разрешении использования выделенных средств, одобренный президентом. Этот закон, который будет сохранять свою силу до 4 марта этого года, еще известен как «резолюция продолжающегося действия». Согласно данной резолюции, НАСА должно сохранять до 4 марта уровень и структуру расходов соответствующие прошлогодним. Напомним, что в 2010 году бюджет агентства составлял 18,72 млрд долларов. Однако, самое неприятное для планов НАСА по освоению «дальнего космоса» не это.
«Краткосрочный» закон запретил агентству начинать какие-либо новые программы и предписал агентству продолжать работы по осуществлению программы «возвращения» на Луну. Это означает, что до 4 марта этого года НАСА должно потратить еще, как минимум 500 млн на «Созвездие».
Отсутствие ясности с бюджетом может затруднить работы НАСА по стимулированию разработки и постройки пилотируемой и грузовой космической техники американскими частными компаниями. Согласно бюджетному запросу на 2011 год, НАСА должно было получить 500 млн на эту деятельность, однако, в бюджете 2010 года расходы на нее предусмотрены не были. Это означает, что агентство не может заниматься стимулированием создания частной космической техники, как «продолжением» прошлогодних работ, но вынуждено дождаться, когда бюджет 2011 года получит окончательное одобрение конгрессменов и сенаторов.
Есть еще два момента, которые также не добавили определенности в будущее космической программы США. Первый из них – это прошедшие в ноябре 2010 года выборы в Конгресс, в результате которых большинство в нижней палате перешло к республиканцам. Не будем забывать, что «Созвездие» было инициировано, когда в Белом доме был их «однопартиец», следовательно, не исключено, что идея продолжать программу «возвращения» на Луну может получить дополнительное подкрепление.
Второй момент – недавнее покушение на члена конгресса Габриэль Гиффордс. Гиффордс, председатель подкомитета по космосу и аэронавтике и по совместительству супруга астронавта Марка Келли, известна как горячая сторонница освоения Соединенными Штатами «дальнего космоса». Гиффордс осталась жива, но получила тяжелое ранение, и пока неизвестно, когда она сможет вернуться к исполнению своих профессиональных обязанностей. Это означает, что марсианская программа США, по крайней мере, на время, лишилась одного из своих последовательных сторонников.
Впрочем, если даже «краткосрочный» закон и останется в силе до конца нынешнего года, обрекая НАСА на финансирование соответствующее прошлогоднему уровню (что лишь на 280 млн меньше, чем предложенный на 2011 год бюджет агентства), то это не означает полную «заморозку» марсианских планов. Данный закон не препятствует продолжению работ по созданию многоцелевого пилотируемого корабля, а также тяжелой ракеты-носителя для обеспечения миссий в «дальний космос».
Что же касается движения вперед, которое невозможно без политической и финансовой поддержки со стороны Капитолийского холма, то здесь, по мнению американского эксперта по космической политике Джеймса Оберга, есть повод для оптимизма. «Несмотря на то, что большинство конгрессменов поддерживают НАСА, чтобы принести работу и средства в свои избирательные округа, существует широкий консенсус относительно того, что расходы на космическую деятельность являются долгосрочными вложениями в благосостояние за счет создания новых знаний и технологий, – сказал он в интервью американской интернет-газете Space.com. – Поэтому финансовая поддержка НАСА и исследовательских работ, подобных космическим исследованиям, могут рассматриваться как расходы, радикально отличающиеся от обычных отчислений из государственного бюджета. Эти расходы можно успешно преподнести в качестве одного из способов решения проблем, а не их создания».
Марсианские планы США voanews.com