Суд удовлетворил запросы нового адвоката Виктора Бута
По просьбе Альберта Даяна начало судебного процесса было перенесено на 11 октября
Начало суда над россиянином Виктором Бутом, обвиняемом в Нью-Йорке в преступном сговоре с целью убийства граждан США и с целью поставок оружия террористическим группировкам, перенесено с 12 сентября на 11 октября этого года.
Такое решение было принято в четверг федеральным судьей Южного округа Нью-Йорка Широй Шейндлин по просьбе нового адвоката Бута Альберта Даяна.
Судья Шейндлин также удовлетворила обращение Даяна об изменении условий встреч Бута с адвокатами. Альберт Даян заявил во время слушаний в зале суда, что его встречи с клиентом проходят в условиях, не позволяющих его клиенту полноценно реализовывать свое право на защиту. Так, они вынуждены общаться через двойное стекло. При этом адвокат не может передавать Буту документы для ознакомления, а вынужден держать их перед стеклом, пока обвиняемый их читает. Такая процедура занимает много времени и существенно замедляет процесс подготовки к судебным слушаниям.
Заместитель федерального прокурора Анджан Сахни не возражал против изменения условий встреч Бута с адвокатами и обещал направить соответствующее прошение в администрацию тюрьмы. Судья поручила прокуратуре в течение семи дней доложить ей о достигнутых результатах, и пообещала изменить условия встреч Бута с адвокатами в приказном порядке, если администрация тюрьмы не сделает этого добровольно.
В оптимизации процесса подготовки к суду заинтересованы все стороны. Адвокат Даян просил дать ему 90 дней на то, что бы войти в дело. Однако судья Шейндлин посчитала, что адвокат сможет ознакомиться со всеми необходимыми документами и подготовить свои первые ходатайства за 45 дней, то есть к 18 апреля. Первое досудебное слушание назначено на 9 мая. Шейндлин крайне неохотно согласилась перенести начало суда на месяц, подчеркнув, что новая дата – 11 октября – является «железной».
Адвокат Даян после окончания слушаний заявил, что он удовлетворен решениями судьи, и назвал их «справедливыми». «Для нас этого времени достаточно, тем более если она (судья – М.Г.) решит вопрос с режимом, – сказал адвокат журналистам. – Теперь мы сможем встречаться с господином Бутом в более удобных условиях».
Обширный запрос
Адвокат Даян передал в прокуратуру официальный запрос о предоставлении дополнительных материалов по делу Бута. Это обширный – на 10 страницах – список документов, стенограмм записанных разговоров, электронных сообщений, фотографий и других материалов, составляющих основу обвинения.
В запросе, в частности, содержится требование предоставить копии «всех документов», относящихся к решению Госдепартамента США включить группировку «Революционные вооруженные силы Колумбии» (ФАРК) в список террористических организаций; документов, подтверждающих согласие Бута поставлять оружие ФАРК и то, что россиянин знал о том, что эта колумбийская группировка занимается террористической деятельностью. Кроме того, защита потребовала список американских чиновников, работавших в Колумбии, и которые, предположительно, могли стать объектами преступного заговора с участием Бута, и данные обо всех американских самолетах, которые, предположительно, могли быть сбиты боевиками ФАРК ракетами, купленными у россиянина. В списке запрошенных материалов значатся копии документов, связанных с экстрадицией Бута из Таиланда и документы, на основании которых Бут был включен в санкционные списки ООН, а также материалы о конфиденциальных источниках и оперативных разработках, касающихся Бута.
Судья Шейндлин на этот запрос защиты отреагировала скептически, заметив, что, скорее всего, прокуратура ответит, что «все документы, с которыми вы имеете право ознакомиться, уже были переданы защите». Прокуратура согласилась ответить на запрос адвоката в течение семи дней.
Новый адвокат
На состоявшихся в четверг слушаниях Шира Шейндлин официально освободила от своих обязанностей назначенного Буту судом бесплатного адвоката Сабрину Шрофф.
Виктор Бут и его жена Алла, с января находящаяся в Нью-Йорке, с самого начала были недовольны Шрофф, которая, по словам Аллы Бут, склоняла ее мужа к признанию вины и сотрудничеству со следствием ради смягчения приговора. На днях Бут нанял частных юристов, которые намерены отстаивать его невиновность.
Ведущим адвокатом Бута стал 42-х летний Альберт Даян, уроженец Ташкента, приехавший в США с родителями в 1979 году. Даян работает адвокатом в Нью-Йорке уже 14 лет. Говорящий по-русски юрист хорошо известен в русско-язычной общине, но столь громких дел ему ранее вести не приходилось.
Вместе с Даяном обвиняемого, которого в американских СМИ называют «торговцем смертью», будет защищать его коллега Кеннет Каплан, бывший федеральный прокурор в Бруклине. Правда, на слушаниях в четверг Каплан только присутствовал.
Дело в том, что Виктор Бут входит в проскрипционный список лиц, чьи авуары заблокированы Управлением по контролю над иностранными активами (OFAC) министерства финансов США. Американским гражданам запрещено вести какие-либо дела с входящими в этот список лицами. Адвокатам, защищающим Бута, необходимо специальное разрешение на поучение своего гонорара. Даян такое разрешение уже получил, а Каплан – еще нет. «Он начнет полноценно работать, как только разрешение будет получено», – сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» о своем коллеге Альберт Даян.
Он также сообщил, что недавно ездил в Москву, где были урегулированы все вопросы, связанные с его оплатой. Даян отказался сообщить детали, подчеркнув лишь, что условия его оплаты «полностью соответствуют требованиям OFAC».
Многие наблюдатели отмечают, что перед адвокатами Бута стоит крайне трудная задача, учитывая, что в манхэттенском федеральном суде, где часто слушаются дела, связанные с терроризмом, собраны лучшие прокурорские силы Министерства юстиции США. На сегодняшний день манхэттенская прокуратура не проиграла еще ни одного такого дела, и все обвиняемые в терроризме были осуждены.
У адвоката нет оснований жаловаться на условия содержания Бута
Алла Бут сказала журналистам после сегодняшних слушаний, что ее супруг по-прежнему жалуется на условия своего содержания. Виктор Бут содержится в условиях строгого режима в одиночной камере спецблока в тюрьме на Манхеттене как особо опасный преступник. Все свидания с близкими и встречи с адвокатами ему разрешены только через стеклянное заграждение.
По словам супруги, Виктор Бут в таиландской тюрьме заразился туберкулезом, и сейчас принимает сильные антибиотики. «Но при этом он не получает никаких витаминов – ни в химическом виде, ни в натуральном, – сказала Алла Бут. – Я опасаюсь, что через 2-3 месяца это негативно скажется на его здоровье».
Алла Бут подчеркивает, что ее муж, будучи вегетарианцем, жалуется на отсутствие свежих овощей и фруктов, и вынужден питаться «вареной кашей». При этом, в тюремном магазине, по ее словам, можно купить только «Кока-колу» и шоколадки «Сникерс».
Супруга обвиняемого также утверждает, что Виктору Буту не разрешают звонить родственникам, хотя такие звонки – раз в месяц по 15 минут – предусмотрены тюремным регламентом. «В январе и феврале ему ни разу не разрешили воспользоваться этим правом», – заявила она.
Алла Бут жалуется и на то, что ее мужу не разрешают пользоваться тюремной библиотекой и не доставляют газет. «Мы оформили подписку на «Нью-Йорк Таймс», но газета приходит к нему с двухнедельным опозданием, если доходит вообще», – сказала она, добавив, что все жалобы, направляемые в тюремную администрацию, остаются без ответа.
Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на вице-консула РФ в Нью-Йорке Александра Отчайнова, российские власти направили письменное обращение к руководству Манхэттенской тюрьмы с просьбой рассмотреть возможность улучшения условий содержания Виктора Бута. По словам дипломата, Бут обращает внимание, что с момента его экстрадиции в США в ноябре прошлого года он «содержится, в буквальном смысле слова, в карцере», где обычно сидят представляющие серьезную угрозу для общества злостные преступники. Бут жалуется, что отношение к нему «противоречит минимальным международным нормам содержания в тюрьме» и «является формой давления на меня – как физического, так и психологического».
Алла Бут сказала, что ее супруг еще в начале февраля отправил письмо с изложением своих жалоб в российское консульство, однако оно дошло лишь в конце месяца.
Альберт Даян, однако, в своем ходатайстве не стал поднимать вопрос об условиях содержания Бута. Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», адвокат признал, что у него нет для этого юридических оснований, так как «другие заключенные, которым предъявлены схожие обвинения, содержатся в таких же условиях». «У меня есть основания жаловаться лишь на те условия, которые мешают мне осуществлять квалифицированную защиту моего клиента, что я и сделал», – сказал он.
Как Бут проводит время
Алла Бут рассказала журналистам, как проводит свои дни ее супруг. По ее словам, Виктор Бут каждый день встает в 5 часов утра, полтора часа делает зарядку в своей камере, а затем занимается изучением языков фарси и хинди и переводами древнеперсидских трактатов, осваивает различные техники рисования, медитирует.
Во время слушаний в четверг Бут дважды оборачивался в зал, подмигивал и улыбался своей жене, а когда его выводили из зала суда, успел сказать ей, что у него «все хорошо».
Слушания были отложены на час из-за того, что судебный клерк забыл вызвать для Бута переводчика. Как сообщила потом судья Шейндлин, она настояла на том, что бы явка переводчика была обеспечена, хотя Бут говорит по-английски. «Я хочу быть уверенной в том, что господин Бут понимает абсолютно каждое слово судебного производства», – сказала она.
Виктор Бут не признает себя виновным ни по одному из предъявленных ему обвинений. Если он будет признан виновным, ему грозит тюремный срок от 25 лет до пожизненного.