В субботу в разных городах Соединенных Штатов будут звонить колокола и пройдут молебны в память о жертвах вооруженной расправы в Тусоне (Аризона), которая случилась год назад. Тогда в числе шести погибших оказались девятилетняя девочка и судья, а член Палаты представителей Конгресса США Габриэль Гиффордс, которая и собрала избирателей на встречу, получила пулевое ранение в голову. Ей удалось выжить в бойне, шокировавшей всю страну.
Однако за прошедший год в США не принято ни одного нового закона, регулирующего приобретение и ношение огнестрельного оружия. Между тем, в стране не прекращаются нападения с его использованием. Каждый год в них погибают более тридцати тысяч человек.
Американцы в последнее время скупают пистолеты и винтовки в рекордных количествах. По данным ФБР, за один лишь декабрь минувшего года обязательной проверке подверглись более полутора миллионов человек, купивших стволы у лицензированных торговцев оружием.
Компания Blue Ridge Arsenal из городка Шантилли на севере Вирджинии рекламирует себя как крупнейший оружейный «полигон» в вашингтонских предместьях. Здесь подскочили не только объемы продаж, но выросли и очереди в тир для стрельбы по мишеням. В каждой из двадцати таких очередей, в среднем, приходится стоять около часа.
На лице Валери Кустербек играет улыбка. Она только что разрядила обойму своего «Зауэра», изрешетив мишень, на которой нарисован человеческий силуэт. Девушка говорит, что любит пострелять, но тут же добавляет: владение оружием помогает ей чувствовать себя в безопасности в сельской глуши, где она живет.
«Я сейчас живу вместе с соседом – моим сослуживцем, но его обычно нет дома, так что неплохо иметь что-нибудь для защиты дома», – объясняет Валери.
Споры о контроле оружия затрагивают ключевое американское убеждение в свободе индивидуума. Но у «оружейного лобби» и сторонников более жесткого контроля диаметрально разные взгляды на то, что же означает эта свобода, когда речь идет об оружии.
У Колина Годдарда в теле до сих пор сидят три пули. Он получил их в 2007 году, во время страшной бойни в Вирджинском политехническом институте.
Тогда вооруженный двумя пистолетами студент Чо Сен Хо, у которого ранее диагностировались проблемы с психикой, убил тридцать два человека и ранил десятки других, а затем покончил с собой.
Когда стрельба прекратилась, Колин увидел, что более половины лежащих вокруг него на полу в аудитории сокурсников и их преподаватель французского мертвы.
В детстве Годдард жил с семьей в Сомали, Бангладеш и Индонезии. Он был в Египте, когда начались войны в Афганистане и Ираке.
«Когда я жил там, вся наша родня в США была в ужасе – так они боялись за меня и хотели, чтобы мы вернулись в Америку. И когда, наконец, я поступил в колледж в маленьком городке на западе Вирджинии, все вздохнули с облегчением», – рассказывает Колин.
Сегодня он работает в общественной организации «Кампания Брейди по предотвращению вооруженного насилия» (Brady Campaign to Prevent Gun Violence). Ее назвали в честь пресс-секретаря президента Джима Брейди, получившего пулю в голову во время покушения на Рональда Рейгана в 1981 году.
«Это трагедия характерна исключительно для США, – говорит Дэннис Хениган, и.о. президента «Кампании Брейди». – Ни в одной другой западной, развитой стране не потерпят такой формы и такого размаха вооруженного насилия, которое есть у нас в Америке».
«Кампания Брейди» пытается устранить лазейку в законодательстве, позволяющую продавать стволы на оружейных выставках, без проверки покупателя, то есть, когда никому не известно – совершал покупатель преступления и какие, не страдает ли психическими заболеваниями и расстройствами.
Оружейный лоббист Джон Снайдер, напротив, считает, что «стрелок из Вирджиния Тэк», как назвали Чо Сен Хо в прессе, смог учинить расправу потому, что правила ВУЗа не позволяли студентам, например, тому же Колину Годдарду, находиться в аудиториях с оружием.
«Мне очень жаль Колина, и я думаю, что интерпретация случившегося неверна, – поясняет Снайдер. – Если бы у кого-то была возможность застрелить того парня (нападавшего – «Г.А.»), он бы не совершил столько убийств».
Снайдер 45 лет работает в Национальной Винтовочной Ассоциации (National Rifle Association) – флагмане «оружейного лобби». Он заявляет, что идея ужесточения законодательства обречена, поскольку огнестрельным оружием владеют более ста миллионов американцев.
«В США тех, кто владеет пистолетами, больше, чем тех, кто голосует на выборах президента США», – говорит Джон Снайдер, добавляя, что «федеральные власти не властны» ограничить право на владение оружием.
«Правительство – слуга народа. И лучше, если бы там понимали это буквально», – заключает лоббист.
Джером Соколовски
http://www.voanews.com/russian/news/america/Gun-Sales-and-Violence-High-2012-01-06-136852953.html