Апелляционная инстанция донецкого суда окончательно лишила Степана Бандеру звания Героя Украины, сообщает пресс-служба президента страны. О решении суда, которое было вынесено еще летом, сообщили только сейчас, накануне решения
судьбы звания Героя Украины соратника Бандеры Романа Шухевича.
Лидер организации украинских националистов Степан Бандера пробыл Героем Украины всего год. Пресс-служба президента страны Виктора Януковича сообщила, что суд признал “недействительным указ президента Украины Виктора Ющенко № 46/2010 от 20 января 2010 года “О присвоении Степану Бандере звания “герой Украины”.
Ранее, 2 апреля, Донецкий окружной административный суд признал указ Ющенко подлежащим отмене и не соответствующим закону, потому что убитый в 1959 году советской разведкой Бандера не был гражданином Украины. В то же время конституционный суд страны еще 10 апреля отказался рассматривать дело о соответствии указа Ющенко конституции.
“Постановлением Донецкого апелляционного административного суда от 23 июня 2010 постановление Донецкого окружного административного суда от 2 апреля 2010 оставлено без изменений. Решение вступило в законную силу. Указ отменен”, – говорится в сообщении пресс-службы Януковича. В то же время в пресс-службе добавили, что на постановление суда апелляционной инстанции направлен ряд кассационных жалоб в Высший административный суд Украины.
Одновременно Высший административный суд Украины рассматривает иск адвоката Владимира Оленцевича о лишении звания Героя Украины еще одного националиста, главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича. Шухевич в середине XX века возглавлял боевое крыло организации украинских националистов Степана Бандеры. Заседание прошло на фоне митинга у здания суда националистов. Представитель организации УНА-УНСО Руслан Зайченко на акции заявил, что требует объективного рассмотрения дела. Сейчас дело приостановлено в связи с болезнью одного из судей, процесс будет возобновлен 16 февраля.
Указ о посмертном присвоении Шухевичу звания Героя экс-президент Ющенко подписал в 2007 году. Через два года Оленцевич обратился в Донецкий окружной административный суд, требуя отмены указа, и суд это требование удовлетворил. Но после кассационной жалобы поклонников Шухевича дело было вновь открыто. Основание для лишения звания все то же – Шухевич не был гражданином Украины.
Шендерович о Украине в статье «Мне поздно сворачивать. Да и стыдновато…»
– Просто в Украине нет «мессианской» традиции. В России это – доминирующая тема: «Мы – особенные, весь мир против нас, мы одни – против всего мира…». Это то, чем нам сильно запудрили мозги. Мне один депутат рассказывал: будучи мэром одного города, он спросил у бабушек: «Ну что, повысить вам пенсии или новую ядерную подлодку построить?». – «А и то, и другое нельзя?». – «Нет, что-то одно». Бабушки подумали и сказали: «Не-ет, тогда полодку – это ж иначе России не жить!». Может быть, для кого-то это – предмет гордости, но для меня это повод схватиться за голову…
– Зато у нас депутаты в Раде яйцами кидаются…
– Яйцо – это вообще сакральный предмет украинской политики… На самом деле, это – крайнее проявление демократии. Вот в Северной Корее нет разбитых носов, там полный порядок. Только люди умирают от голода, или их расстреливают сотнями. Власть делает все, что хочет, а общество может в отместку только умереть. И если сравнивать с нами, где уже с десяток лет – политический морг, то, как по мне, лучше уж яйца.
Вот история с Черноморским флотом. В России ничего не произошло! Просто по телевизору объявили, что это – большое счастье и победа. Мы – я сейчас говорю с позиции россиян – отдали $39 млрд. за право на трех посудинах с триколором поплавать вокруг Севастополя. Это замечательно, я просто не уверен, что цена соответствует – у меня есть другие предложения по использованию $39 млрд. Я не говорю, что я прав, просто в России это не стало предметом дискуссии – мы уже давно деградировали. Поэтому лучше уж разбитые носы в Раде – парламент для того и существует, чтобы носы разбивали там, а не на улице.
– У нас сейчас многие опасаются, что Украина может пойти по пути России…
– Все зависит от вас. Вот Ющенко ушел, и за это ему украинский народ должен поклониться в ноги: он не стал назначать преемника, отменять выборы, вводить военное положение… Если и Янукович в свое время уйдет, уступив пост очередной оппозиции, это будет означать, что украинский маятник сделал полный цикл, и в Украине зафиксирована демократия. А если Виктор Федорович этого не захочет – дальше слово за украинским народом.
– Виктор Анатольевич, а вы по ТВ не скучаете?
– Опять сутками жить в монтажных и студиях? Увольте! Я – писатель, а ТВ было просто замечательным способом доставки мысли не тысячам, а миллионам. Наверное, если бы я попал туда 20-летним, а в 24 вдруг меня бы выбросили – это была бы драма. Поэтому сейчас кое-кто из тех, кто был звездой НТВ, сидят с унылыми лицами на федеральных каналах и с тоской в глазу несут страшную пургу. Наиболее совестливые спились. А я – взрослый свободный человек, в гробу я видел это ТВ.
– А вы слышали, что именно Шендерович убил НТВ?
– Ерунда. НТВ было обречено. Для прекращения наезда на НТВ было три условия: исчезновение куклы Путина из программы «Куклы», прекращение расследования коррупции и изменение политики по освещению чеченской войны. Ну, на одну треть – да, это я. Но никакого свободного ТВ с охватом 80 млн при авторитарном режиме быть не может.
– Как это еще радио «Эхо Москвы» живо?
– «Эхо Москвы» живо, потому что его охват аудитории в несколько сотен тысяч человек для России совершенно не критичен и может позволить власти играть в эту игру. В пределах Садового кольца нам разрешают болтать, что мы хотим, – на результатах выборов это не отражается ни-как. А вот закрытие самой известной станции Москвы обернулось бы большим скандалом. Зачем это им? И они ведь не отвечают ни на одно обвинение. Вслух сказано о множестве преступлений – от похищения людей, до соучастия в убийствах. Но того, о чем не говорит ТВ, для общества как бы и нет. Мы говорим в комнате, обитой войлоком.
– Но ведь есть интернет, он, кажется, даже больше влияния имеет…
– Никакого! Если судить по результатам выборов, то никакого влияния – страна голосует так, как скажет ящик. Просто в демократических странах ящик говорит разное.
– Вы согласились бы делать что-то типа «Кукол» в Украине?
– Мне предлагали, но я отказался: я не Савик Шустер и не Евгений Киселев, не считаю себя вправе влезать в политику чужой страны.
– Вы называли путь Шустера незавидным…
– Он хороший профессионал, но его человеческий путь прискорбный. Возглавляя московское шеф-бюро радио «Свобода», во время захвата НТВ Савик делал выговор молодым журналистам: мол, журналист должен иметь честь и достоинство и не имеет права сотрудничать с захватчиками. А через неделю говорил, что понял: это было просто экономическое дело…
Шендерович о Украине в статье «Мне поздно сворачивать. Да и стыдновато…». Полностью статья на http://mycityua.com/articles/people/2010/05/05/050145.html