Соломон, о чем говорят на Бродвее?
Соломон Волков: На
Бродвее, как всегда, много говорят о музыке, это очень музыкальный район Нью-Йорка, но в данном случае говорят не о той музыке, которая звучит, а о той музыке, которая представлена визуально. По всему городу расклеены огромнейшие плакаты и на каждом из проезжающих мимо меня автобусов красуется изображение нашей супер примадонны Анны Нетребко в роли из оперы Жюля Массне ”Манон”, которая будет показана в новом сезоне в Метрополитен Опере.
Александр Генис: Я люблю следить за преобразованием Манхэттана, который всегда очень чутко отзывается на моды, на то, что происходит в культуре. Ведь не в каждом городе выставка, спектакль или оперная постановка вызывает такую реакцию, когда она выплескивается из своей естественной среды обитания – из музея или концертного зала – и оказывается на всех автобусах, тумбах и стенах. Я помню, когда была грандиозная выставка Малевича, весь город был супрематистски раскрашен. Вот мечта Малевича – Нью-Йорк раскрасить!
Соломон Волков: Должен сказать, что Нетребко попала в довольно избранную компанию, потому что за мои 40 лет проживания в Нью-Йорке я могу припомнить еще, пожалуй, три таких случая, когда по всему городу можно было увидеть изображение деятеля культуры российского происхождения. Это был Рудольф Нуриев, затем Михаил Барышников, а последним был наш прославленный баритон Дмитрий Хворостовский. И вот теперь Анна Нетребко присоединилась к этой избраннейшей компании. Должен сказать, что она в своем красном платье на этой фотографии выглядит сверх эффектно.
Александр Генис: Хорошая компания, ничего не скажешь. Но мы уже заговорили о новом сезоне, потому что Анна Нетребко это и есть бомба нового сезона, который сейчас начинается на Бродвее.
Смена вех в Метрополитен Опере
Соломон Волков: С появлением Нетребко и, вообще, с новым сезоном в Метрополитен Опере связна некая интрига. Она заключается в том, что Джеймс Левайн, который 40 лет возглавлял Метрополитен Оперу – гордость Нью-Йорка, гордость США- отменил все свои выступления до конца сезона, как минимум, поскольку на отдыхе в Вермонте у него что-то опять случилось с позвоночником и понадобились дополнительные операции. Все идет к тому, что, вероятно, ему придется отказаться от поста музыкального руководителя Метрополитен Оперы.
Александр Генис: Это очень печально, потому что он – любимец Нью-Йорка. Человек такого разряда действительно меняет культурную жизнь города. Соломон, чем оперный дирижер отличается от дирижера филармонии, скажем?
Соломон Волков: У оперного дирижера работа в сто раз труднее. Ему нужно не только иметь дело с оркестром, но вдобавок к этому, с капризными примадоннами, тенорами и басами. Вдобавок еще – хор. А также ему нужно иметь дело с рабочими сцены, с машинистами, с осветителями. Это ужас, это кошмар! Я не представляю себе, какими железными канатами вместо нервов должен обладать такой человек.
Александр Генис: И как Левайн справлялся со своей должностью, что он принес в Метрополитен?
Соломон Волков: Он был на редкость спокойный человек посреди этой неминуемой бури взаимных интересов, которые сталкиваются и друг друга уничтожают, он выдерживал эту бурю в течение 40 лет, его никто не выжил, его все любили и продолжают любить, потому что он был спокойным, доброжелательным и – великолепным музыкантом. Он поднял Оркестр Метрополитен до такого уровня, на котором этот оркестр может соревноваться сейчас с лучшими американскими оркестрами -это первоклассный коллектив. Когда ты шел в спектакль Левайна, ты всегда мог быть уверенным, что ниже очень, очень высокой планки этот спектакль не опустится. Там могли быть какие-то взлеты заоблачные, а иногда это было просто замечательно. И на этом замечательном уровне, на котором очень трудно удержать оперный спектакль изо дня в день, из вечера в вечер, Левайну это удавалось и в этом его огромнейшая заслуга. Метрополитен на сегодняшний день, быть может, самый качественный оперный театр мира.
Александр Генис: У каждого дирижера есть свой излюбленный репертуар. Какие оперы лучше всего удавались Левайну?
Соломон Волков: Левайн себя чувствовал превосходно в самом разнообразном репертуаре, причем, что удивительно, в модернистских операх: ему замечательно удавалась ”Лулу” Альбана Берга, ”Воццек” – оперы, за которые обыкновенный оперный дирижер не всегда возьмется, они не очень выгодны для имиджа дирижера.
Александр Генис: Кроме всего прочего, публика в Нью-Йорке, несмотря ни на что, весьма консервативна – я сам видел, как освистали постановку Роберта Уилсона, который поставил замечательного ”Лоэнгрина” Вагнера, но очень авангардно. Я был потрясен, когда увидал старушек, топающих ногами – это довольно странное зрелище в Метрополитен. Тут далеко не всегда принимают авангарду музыку и авангардные постановки. Соломон, что же теперь будет, кто придет на смену Левайну, что происходит в театре теперь?
Соломон Волков: Как всегда это византийские тайны, кто придет на смену, но все говорит о том, что приемником Левайна в театре будет дирижер Фабио Луизи, очень классный музыкант, который уже несколько раз заменял Левайна, в частности, он заменил его в этой скандальной ”Тоске” (помните, мы о ней рассказывали нашим слушателям?) – постановка, которую освистали даже, но которая музыкально прошла превосходно и Луизи был изумителен в ”Тоске”. Кстати, ”Лулу” Берга, когда Левайн заболел, он взял на себя. Это просто фантастический прорыв – сделать так быстро, без предупреждения, ”Лулу”. Он тоже ее сделал блестяще. Все указывает на то, что он будет новым главным дирижером в Метрополитен. Но тут есть некая заковыка. Она заключается в том, что, да, он будет главным дирижером, но он, по всей вероятности, не будет музыкальным руководителем, в настоящем смысле этого слова, Метрополитен Оперы. Потому что даже Левайн в последние годы очевидным образом свои полномочия в области общего музыкального руководства отдал Питеру Гелбу, главному менеджеру театра, это становится все яснее и яснее, и он является в данный момент настоящим художественным руководителем театра.
Александр Генис: По-моему, это очень важно и очень хорошо, потому что он превратил театр в по-настоящему массовое зрелище – ведь это он привел театр в кино, он стал показывать спектакли (куда невозможно было купить билеты) в кинотеатрах на прекрасных экранах, и теперь их смотрят миллионы людей по всему миру.
Соломон Волков: Он модернизировал, конечно Метрополитен.
Александр Генис: Он делает из оперы популярное зрелище. Это элитное искусство, которое страшно дорого стоит, куда ходят люди в жемчугах и бриллиантах, вдруг превратилось в популярное и вполне доступное зрелище. По-моему, это замечательно, это говорит о том, что опера идет в народ, и туда ей и дорога.
оломон Волков: Оперные театры существуют на разных планах и в разных ситуациях. Бывают эпохи, когда оперным театром руководит его музыкальный лидер, главный дирижер, и тогда все подчиняется его воле и главное внимание обращается на то, как с музыкальной точки зрения ставятся спектакли. А бывает, что во главе театра de facto становится его директор, менеджер (или, как говорят в Европе, интендант). Такие эпохи уже бывали в истории Метрополитен Оперы — например, славная эпоха Рудольфа Бинга, знаменитого менеджера. Левайн довольно долгое время определял общую политику Метрополитен, не сразу он к этой позиции пришел, но он сделал, в конце концов, из театра замечательный музыкальный механизм, в котором ты мог смотреть на сцену, а мог просто отдаваться наслаждению слушания музыки. У Гелба другая политика. В первую очередь он хочет, чтобы люди смотрели на сцену и отдавали себе отчет в том, что происходит на сцене. Для этого он приглашает разных….
Александр Генис: … в том числе и кинорежиссеров…
Соломон Волков: ….которые делают очень интересные постановки, за которыми действительно интересно наблюдать. При этом он не поддается на европейскую тенденцию во что бы то ни стало шокировать публику в оперном театре обилием голых тел, совокуплениями на сцене, всякого рода ”осовремениваниями” шокирующими, и так далее. Он на этом не настаивает. У Питера Гелба бывают и традиционные оперные постановки, сделанные под его руководством, которые, тем не менее очень убедительны, очень интересны, за ними интересно наблюдать. Скажем, ”Трубадур” Верди в прошедшем сезоне – это была вполне традиционная постановка, но впервые, следя за происходившим на сцене, можно было понять, о чем эта опера с невероятно запутанным сюжетом, которая во всех других постановках превращались в какую-то кашу, ты ничего не мог там понять. А тут все было понятно. Даже эту оперу Верди, которая считается безнадежной с точки зрения сюжета, можно поставить так, что все будет ясно, все будет логично.
Александр Генис: Ну что ж, пожелаем Левайну выздоровления, но уже сейчас, наверное, можно поговорить о наследии Левайна. Каким он останется в памяти, какие записи его войдут в историю музыки?
Соломон Волков: Я думаю, что записи вердиевских опер, записи опер Вагнера, вообще записи итальянского и французского репертуара, и записи таких модернистках опер как ”Лулу” Альбана Берга. Левайн, конечно, свое место в истории американского и, даже, мирового оперного театра себе обеспечил, и мы еще будем наслаждаться долгие годы его записями. В качестве примера я покажу фрагмент из малоизвестной, но очень хорошей оперы Верди ”Луиза Миллер”, дирижирует Джеймс Левайн.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24362658.html
«Copyright (C) 2011 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода»
Экономика Хэллоуину не помеха
Праздник «страшилок» намерены отметить почти три четверти американцев
Похоже, экономические проблемы недостаточно пугают американевм, чтобы заставить их отказаться от порции страшилок в Хэллоуин: отмечать этот любимый праздник планируют почти ¾ населения США, хотя многие потребители намерены сократить расходы на маскарадные костюмы и угощения. По данным American Express, в этом году жители страны истратят на празднование, в среднем, по 53 доллара (в 2010 году Хэллоуин обошелся среднему американцу в 73 доллара).
Древний кельтский обычай давно превратился в США из однократного мероприятия в целый праздничный сезон: хотя официально Хэллоуин отмечают 31 октября, соответствующая атрибутика появляется на прилавках уже в конце августа, а объемы продаж нарастают подобно цунами.
Конечно, больше всего удовольствия от праздника получают дети. В этот день они наряжаются в маскарадные костюмы и идут к соседям выпрашивать сладости, стараясь напугать их традиционной фразой «Конфета или жизнь!». В прошлом году «колядовать» отправились свыше 40 миллионов ребят в возрасте от 5 до 14 лет.
Впрочем, и людям постарше возможность облачиться в костюм-страшилку зачастую кажется весьма привлекательной. По статистике, самыми популярными персонажами Хэллоуина стабильно являются привидения, гоблины и ведьмы. Предполагается, что в этом году пальму первенства среди девичьих костюмов седьмой раз подряд получит наряд принцессы, а большинство мальчиков, стремясь походить на своего кумира Джека-Воробья, предпочтут наряд пирата.
Много туристов отправляются в Хэллоуин в Лас-Вегас, Нью-Йорк и Сан-Франциско, однако большинство американцев предпочитают отмечать этот праздник недалеко от дома. Особенный наплыв посетителей ожидают в последние дни октября многочисленные парки аттракционов и дома ужасов. Одним из наиболее популярных мест является заброшенная Восточная государственная тюрьма, по которой, согласно поверьям, толпами бродят привидения.
В Америке существует даже специальная ассоциация, объединяющая владельцев устрашающих достопримечательностей. По словам ее президента Патрика Конопельски, коммерческий успех домов с привидениями зависит не от состояния экономики, а от погоды в день Хэллоуина: «В хорошую погоду людям хочется выбраться из дома и весело провести время, как следует напугавшись или напугав друзей. Ведь после сильного испуга нас нередко одолевает безудержный смех и желание хлебнуть чего-нибудь бодрящего».