В зале прилетов международных рейсов аэропорта “Домодедово” произошел взрыв. Есть жертвы. В 19:27 – со ссылкой на медиков – сообщалось о 35 погибших. Позже, около 20:00 мск Следственный комитет России сообщил о 24 погибших и 50 пострадавших. К 20:30 появилась новая цифра – 29 погибших. В больницы доставлено около 100 пострадавших.
Мировые лидеры выражают соболезнования россиянам. Так, Барак Обама сказал, что потрясен жестокостью террористов. “Я возмущен терактами в Домодедово, мы с (супругой) Мишель выражаем поддержку пострадавшим и солидарность с народом России… Мы должны бороться с терроризмом”, – зачитал пресс-секретарь Белого дома на брифинге специальное заявление президента США.
Ученый Семен Бару из Института ядерной физики в Новосибирске утверждает в интервью РС, что разработанная в этом научном учреждении эффективная установка для досмотра в аэропортах, в “Домодедово” стоит, но не работает:
– Она отключена постоянно, зато закуплены американские системы. Я попытался пройти через свою систему – мне сказали: “Там нельзя идти, там вредное излучение”. Это хорошо оплаченный ответ. Между прочим, в нашем новосибирском аэропорту “Толмачево” примерно 60-70% пассажиров идет через мои две установки, которые работают день и ночь, – сказал Бару.
К вечеру на ленте ИТАР-ТАСС появилось описание произошедшего в деталях, правда, агентство при этом ссылалось на анонимный источник. По версии источника, события разворачивались так:
“В зал прилета международного блока “Домодедово” вошли двое или трое мужчин, среди которых был предполагаемый переносчик взрывного устройства… В отличие от входа в зал вылета, где работали металлоискатели и постоянно дежурят сотрудники службы безопасности, установленную на входе в зону прилета арку металлоискателя можно было обойти и рядом просто не было охранников, которые этому могли бы воспрепятствовать” , – сообщил эксперт.
Далее, по разным версиям, один или двое из проникших в зал направились к большой группе людей, ожидавших выхода пассажиров из самой “зеленой зоны” таможенного контроля рядом с цветочным ларьком и киоском сотовой связи.
При этом, некоторые из очевидцев утверждают, что один из пришедших попытался ворваться внутрь “зеленой зоны” и именно в этот момент раздался взрыв.
“Очевидно, что организаторы теракта тщательно изучили организацию системы безопасности в аэропорту и без труда нашли в ней бреши, которыми сегодня, как видим, удалось воспользоваться их подручным”,- подчеркнул специалист, комментирующий ситуацию для ИТАР-ТАСС.
В момент взрыва в зале находилось большое количество людей, поскольку в эти часы ожидалось прибытие порядка 30 рейсов, в том числе 15 – международных”.
Радио Свобода с первых же минут давало самую свежую информацию на своем сайте.
17 часов. На место трагедии выехали более 50 машин “скорой помощи”.
Согласно табло прилетов “Домодедово”, с 15 часов дня в аэропорту совершили посадку международные рейсы из Каира ( в 15:07), из Токио
(15:18), Дюссельдорфа (15:52), Лондона (16:35), Хошимина (16:49). Взрыв произошел в 16: 32.
Между тем аэропорт “Внуково” сообщил, что готов принять рейсы, которые не могут приземлиться в “Домодедово”. “Внуково” работает в режиме угрозы теракта. О своей готовности принять домодедовские рейсы сообщил и аэропорт “Шереметьево”.
Очевидцы сообщают в “Твиттере”, что в зале – запах гари, громкая связь аэропорта молчит.
По предварительным данным, теракт совершил смертник. Мощность взрыва, возможно, до 5 кг в тротиловом эквиваленте.
Бомба была начинена металлическими поражающими элементами. Смертник находился среди встречающих.
Уголовное дело возбуждено по статье “террористический акт”.
Ветеран спецназа, президент ассоциации группы “Альфа” Сергей Гончаров считает, что следы теракта могут вести на Северный Кавказ. В интервью Радио Свобода он сказал:
– Если смертник-террорист пронес в аэропорт “Домодедово”, пройдя все контрольные службы, несколько килограммов взрывчатки и взорвал себя в толпе, то это еще раз говорит о том, что правоохранительная система не может обеспечить безопасность. Это происходит потому, что мы потеряли агентуру, не ведем оперативную работу на Северном Кавказе. Я считаю, что след приведет нас на Северный Кавказ, – сказал Гончаров.
В свою очередь, эксперт по вопросам безопасности Андрей Солдатов считает:
– Террористическая активность повышалась планомерно последние несколько лет после того затишья, которое было в 2005 -2006 годах. Несколько лет назад шахидизм, то есть подрывы смертниц, вернулся на Северный Кавказ, год назад он вернулся в Москву, – напомнил Солдатов.
– На место происшествия выехала следственно-оперативная группа Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, – сообщил руководитель Управления по взаимодействию со СМИ СКР Владимир Маркин. – Для оказания практической помощи в аэропорт направлена группа опытных криминалистов центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации.
Московская милиция проверяет станции метро. Усилены меры безопасности в “Шереметьево” и “Внуково”, на железнодорожных вокзалах. И не только в Москве.
17 часов 30 минут. Пресс-служба МЧС комментариев не дает. Начальник пресс-центра МВД Олег Ельников на вопрос Радио Свобода ответил, что никакой официальной информации нет. “Данные о погибших у нас тоже пока противоречивые”, – сказал он.
Работает “горячая линия” психологической помощи 8-495-437-70-70. “Горячая линяя” открыта для родных пострадавших в Домодедово 8-495- 637-70-70.
Корреспондент Радио Свобода связался с пассажиром, который должен был в это время прилететь в “Домодедово” из Мюнхена и выяснил, что мюнхенский рейс без каких бы то ни было объяснений посадили во “Внуково”.
18 часов. В интернете появились первые видео с места происшествия.
Между тем в “Твиттере” люди предлагают немедленно поехать в “Домодедово” на личном транспорте, чтобы помочь развозить пассажиров аэропорта по домам. Сообщается, что таксисты спешат нажиться на несчастье и взвинчивают цены. Называют суммы до 20 тысяч рублей. Добровольцы предлагают вешать на машины белые ленты, чтобы их не приняли за тех, кто хочет заработать на трагедии. “Аэроэкспресс” сделал рейсы из “Домодедово” бесплатными.
Российские федеральные телеканалы вышли с экстренными выпусками примерно через полтора часа после трагедии.
Президент РФ Дмитрий Медведев провел экстренное совещание в связи с терактом. Уже известно, что он отложил свой визит в Давос.
Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов выехали в “Домодедово”.
Стало известно, что семьи погибших получат по 2 миллиона рублей.
18 часов 40 минут. Корреспондент Радио Свобода Юрий Тимофеев сообщил по телефону, что у здания аэропорта стоит около 70 машин “скорой помощи” и пожарные машины. Оцеплен только выход номер один. Самолеты приземляются. Вышедшие пассажиры говорят о том, что в зале прилета они последствий теракта не видели – наверное, их выводили каким-то другим путем. Правда, запах гари стоит довольно сильный. Журналистов с видеокамерами просят покинуть здание аэропорта.
Около 18:30 прибыл Сергей Собянин, он побывал на месте взрыва. Журналисты пытались получить у него комментарий, но мэр Москвы не стал общаться с прессой, передает корреспондент РС, скрывшись за дверями ВИП-зала.
В здании аэропорта работают кинологи с собаками.
Корреспондент РС видел, как выносили раненых. Многим оказывали медицинскую помощь на месте.
Милиции примерно вдвое больше, чем обычно.
По громкой связи сообщают, что “Домодедово” работает в штатном режиме.
Корреспондент РС стоит у выхода, через который вывозили первых пострадавших. Перед выходом – замерзшие лужи крови.
Выйдя из “Аэроэкспресса” на Павелецком вокзале, корреспондент Радио Свобода увидел большое количество милиционеров, которые проверяют документы у пассажиров экспресса.
Обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый попросил эксперта по проблемам безопасности Александра Гольца спрогнозировать, какие меры будут предприняты спецслужбами в связи с терактом. Вот что он сказал:
– Появятся на станциях метро мальчишки в милицейских шинелях, которые будут спрашивать, как доехать до следующей станции. У меня, как у человека с темными усами, будут 10 раз на дню спрашивать документы. Ни к какой серьезной борьбе с терроризмом это, конечно не приведет.
– Почему вы так в этом уверены?
– Потому что борьба с терроризмом это страшно тяжелая и страшно рискованная работа. Надо внедрять своих людей в террористические организации, быть на контакте с ними, вести тонкую игру. Директор ФСБ, который каждый год бодро сообщает о количестве предотвращенных терактов, видимо, не понимает того, что его работа не в количестве то ли реальных, то ли выдуманных терактов, а в том, чтобы их не было вовсе. И один случившийся теракт перечеркивает всю его, директора ФСБ, работу.
– В чем, на ваш взгляд, заключается главная ошибка российских спецслужб?
– Мы можем много критиковать Америку, но факт остается фактом. После 11 сентября в США не было терактов. Стало быть, их спецслужбы работают. А наши распыляют силы и средства в борьбе с оппозицией, – говорит Александр Гольц.