Такое заявление глава государства сделал в интервью Первому каналу и агентству Associated Press.
“В соответствии с действующим международным правом санкцию на применение оружия в отношении суверенного государства может дать только Совет Безопасности Организации Объединенных наций, – напомнил Путин. – Любые другие поводы, способы, которые оправдывали бы применение силы в отношении независимого и суверенного государства, недопустимы, и их нельзя квалифицировать иначе как агрессию”.
Тем не менее, оговорился глава государства, сейчас точных сведений о произошедшем в Сирии еще нет и необходимо тщательное расследование. “Нас убедит глубокое предметное исследование вопроса и наличие именно доказательств, которые бы были очевидными и которые бы со всей очевидностью доказали, кто применял, и какие средства были использованы. После этого мы будем готовы действовать самым решительным и серьезным образом”, – сказал Путин.
Пока же, добавил он, Москва продолжает поставлять Дамаску оружие, в том числе зенитно-ракетные системы С-300, в рамках заключенных контрактов. “С-300 – мы отдельные компоненты поставили, но вся поставка не завершена, мы пока ее приостановили”, – сказал Путин. Глава государства заверил: “Если мы увидим, что предпринимаются какие-то шаги, связанные с нарушением действующих международных норм, то мы подумаем, как нам поступать в будущем, в том числе и с поставками таких чувствительных вооружений в отдельные регионы мира”.
30 августа госсекретарь США Джон Керри заявил, что американская разведка рассекретила и опубликовала данные, подтверждающие применение Асадом химического оружия. “Вы можете сами прочитать эти документы и убедиться, что Асад использовал химоружие в районах, подконтрольных оппозиции, в пригородах Дамаска”, – заметил госсекретарь. Керри добавил, что американская разведка располагает точными данными, откуда сирийские войска вели огонь химическими снарядами.
31 августа Путин назвал утверждения Керри провокацией. “В условиях наступления армии Сирии говорить о том, что химоружие применило сирийское правительство, – дурь несусветная”, – заявил он.
2 сентября госсекретарь США заявил в ответ, что России были представлены соответствующие доказательства. Однако Москва, по его словам, “предпочла не поверить этому или, по крайней мере, не признавать это публично”.
Вечером того же дня данные, уличающие Асада в использовании химоружия, рассекретила и французская разведка. У сирийских повстанцев нет средств для проведения подобной химической атаки, подчеркивается в докладе спецслужбы. Представлены, в частности, снимки со спутника, которые демонстрируют, что атака велась с территорий, контролируемых правительственными войсками, и была направлена против повстанцев. После применения отравляющих веществ зону поражения подвергли бомбардировке, чтобы уничтожить следы химатаки.
Выводы американских и французских коллег подтвердила разведка Германии. Руководство BND ссылается, в частности, на перехват телефонных переговоров между руководством группировки “Хезболла” и иранскими дипломатами. По данным германской спецслужбы, под Дамаском 21 августа был применен зарин.
Во вторник комитет Сената США по иностранным делам заявил о готовности дать президенту Бараку Обаме согласие на войну в Сирии. Проект резолюции, подготовленный комитетом, ограничивает длительность военных действий 60 днями, допуская возможность их однократного продления еще на 30 дней. При этом санкции на наземную операцию сенаторы не дают. Ожидается, что в среду комитет голосованием вынесет решение по резолюции. Рассмотрение документа полным составом обеих палат Конгресса начнется не раньше 9 сентября.