Россия.
5 января 2011 г. премьер-министр Владимир Путин связался по телефону с капитаном плавбазы «Содружество» Григорием Зателепой, судно которого попало в ледовый плен в Охотском море. «Помогут. Потерпите еще сутки», — сказал премьер.
Все, кто слышал этот замечательный диалог, должны были впечатлиться тем, как премьер Путин, пренебрегая новогодними каникулами, лично командует спасением непутевых моряков.
Проблема заключается в следующем: ледоколы «Красин» и «Капитан Макаров» принадлежали частной компании. И пошли на выручку только после того, как владельцы «Содружества» оплатили спасательную операцию. Звонок Путина в таких условиях напоминает анекдот: «И мы пахали».
Мы уже привыкли, что основная обязанность Д.А. Медведева — кукарекать. Д.А. Медведев кукарекает так часто, что вместо звания «президент РФ», его, конечно, правильней именовать «Главный Кукареку РФ». Каждый раз, когда какое-нибудь особо гнусное преступление элиты вызывает негодование даже ко всему привычного российского общественного мнения, Главный Кукареку обещает разобраться и разбирается: в результате в аварии на Ленинском проспекте оказываются виноваты погибшие женщины, а убийцы Магницкого получают награды и повышения в звании.
Медведевское «кукареку» подает элите очень важный сигнал: сигнал о том, что любое преступление, если оно совершено достаточно высокопоставленным человеком, останется безнаказанным. И даже так: если общественное мнение требует наказать убийц, то убийцы принципиально должны остаться безнаказанными, чтобы показать этому общественному мнению его место.
Но это Медведев — он специально назначен шутом. Но дело в том, что при сложившейся системе тотальной безнаказанности самому Путину все реже и реже удается играть роль строгого, но справедливого царя, заботящегося о народе, угнетаемом боярами.
Вспомним известную сцену в Пикалево. Рабочие закрытого завода, принадлежавшего Олегу Дерипаске, перекрыли дорогу, и в Пикалево приехал сам премьер. Он публично отругал олигарха. Знаменитое путинское «ручку верните» показали по всем каналам.
Но за день до публичной выволочки тот же самый премьер Путин во главе наблюдательного совета ВЭБа пролонгировал кредит Дерипаске на 4,5 млрд. долларов. Еще Дерипаска получил кредиты от госбанков на финансирование Пикалево. Кроме этого, тот самый договор, который «верните ручку», был подписан на выгодных Дерипаске и кабальных для поставщика сырья условиях (завод был закрыт потому, что Дерипаска отказывался закупать сырье по цене поставщика).
То есть месседж Путина был как бы двойной. Для лохов месседж был о том, что Путин заботится о народе и укрощает олигархов. А для элиты — о том, что Путин заботится о Дерипаске, и даже когда тот довел дело до социального взрыва, то этот вопрос оказался улажен лично Путиным за счет интересов других участников рынка.
Или возьмем предновогоднюю историю: в Подмосковье отключилось электричество, и Владимир Путин послал губернатора Подмосковья Громова, главу МРК Швеца и министра энергетики Николая Шматко встречать Новый год в обесточенные деревни. Послать-то послал – но вот никто не видел, чтобы они туда поехали.
Тоже месседж получается двойным. Для лохов – о том, как Путин заботится о народе. А для чиновников – о том, что на распоряжения Путина можно плевать.
И, наконец, ледоколы. Любой лох, который видит в новостях, как Путин говорит с капитаном судна, понимает, что российское государство самоотверженно бросилось спасать жизни рыбаков. На самом деле министр Левитин действительно дал трем ледоколам указание идти на выручку рыбакам. Хозяева ледоколов «клали» на его указание, пока на счет не были перечислены деньги, и даже некоторое время после. При этом рыбакам смерть не угрожала, ущерб от простоя их судов составлял 1,5 млн руб. в сутки, а стоимость работы одного ледокола в сутки — 3 млн рублей. Очевидно, что вопрос о помощи рыбакам мог быть решен частной компанией без вмешательства государства, а декорации под звонок Путина капитану обошлись владельцам «Содружества», мягко говоря, дороговато.
Медведев приказывает публично и всегда публично терпит фиаско. На самом деле Путин тоже очень часто дает ценные указания, только не публично, и игнорирование его указаний стало обычным делом. Например, пару месяцев назад Путин дал указание Суркову, а потом Собянину устроить бывшего сенатора Владимира Слуцкера сенатором от Москвы. Не думаю, что это указание будет выполнено, хотя бы потому, что назначение Слуцкера сенатором от Москвы сведет административный вес Собянина к нулю.
Представим себе, что Путин завтра прикажет «не воровать» на строительстве Олимпиады, ВСТО или его собственных дворцов. О том, что это указание будет выполнено, даже говорить смешно.
Есть разные типы авторитарных режимов. Одни — как, допустим, Лукашенко — позиционируют себя как «заступники народа» перед «чиновниками и богачами». Лукашенко с удовольствием и прилюдно дерет элиту. Тип поведения «батюшка-царь повелел наказать» для него совершенно органичен.
Путинский режим устроен по-другому. Он строится на полной безнаказанности элиты, более того, предполагается, что член элиты имеет право на совершение любого преступления и ради этого своего права будет защищать Путина зубами и когтями.
В результате происходят две вещи. Во-первых, элита на самом деле слушается Путина не намного больше, чем Медведева. Во-вторых, в роли «царя-батюшки, посылающего Громова и Шматко встречать Новый год без света» Путин выглядит крайне неубедительно.
Потому что посылать-то он их посылает, но они ведь никуда не идут.
ЗАСТУПНИК ЭЛИТЫ. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА