вижение “Народная воля” взяло на себя ответственность за спиливание четырех поклонных крестов в Челябинской области и Архангельске. Об этом говорится в заявлении движения на странице в Facebook. “Порубка крестов РПЦ в поселке Смеловский Верхнеуральского района Челябинской области и в Архангельске, в городском округе Варавино-Фактория, является частью проводимой нами операции против РПЦ под кодовым названием “крестоповал” и была совершена боевым крылом нашего Движения, летучими боевыми отрядами “Неизвестные”, – говорится в заявлении.
Участники движения утверждают, что атаки на знаки РПЦ последовали в ответ на “заявления боевиков РПЦ о создании вооруженных дружин”, “на расправу РПЦ над беззащитными русскими девочками из Pussy Riot”. “Мы требуем немедленного освобождения участниц группы, атаки на РПЦ продолжатся до тех пор, пока наши требования не будут выполнены в полном объеме”, – говорят авторы заявления. В пресс-релизе также содержится призыв ко всем здравым силам российского общества “массово выходить из РПЦ”, которая “не имеет к православию никакого отношения”.
В двух регионах России в ночь на субботу неизвестные уничтожили поклонные кресты. Один был срублен в Архангельске, еще три – в поселке Смеловский Челябинской области.
Между тем участницы Pussy Riot осудили акты вандализма, направленные против РПЦ. Как сообщил в своем твиттере гражданский активист Данила Линдэле, Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич “сделают заявление с осуждением спиливания крестов, осквернения храмов и др.”.
Спиливание крестов по смыслу противоположно панк-молебну, за который осуждены участницы Pussy Riot, сказал муж Толоконниковой Петр Верзилов в интервью “Эху Москвы”. Акция в ХХС была политической, в то время как “спиливание крестов – попытка ударять по религиозному контексту, а значит, выражение солидарности с позицией Хамовнического суда, который усмотрел в молебне религиозную рознь”, считает Верзилов. “Увод от политики – это что-то, что могло быть выгодно враждебным силам”, – подчеркнул он.
17 августа активистки украинского движения Femen провели в Киеве акцию солидарности с участницами группы Pussy Riot. Активистка Инна Шевченко спилила деревянный крест над Майданом Незалежности у бывшего Октябрьского дворца. После этого, раскинув руки, Шевченко сама встала на место креста. “Данным актом Femen призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин”, – говорится в заявлении Femen.
http://grani.ru/Society/Religion/m.200061.html
В Театре.doc пытались сорвать спектакль о Pussy Riot
В московском Театре.doc группа православных активистов пыталась сорвать документальный спектакль о суде над Pussy Riot. Как сообщил на своей странице в Facebook художественный руководитель театра Михаил Угаров, в понедельник вечером во время спектакля вместе со съемочной группой НТВ в зал вошли провокаторы и стали кричать: “Покайтесь!”, “За что вы ненавидите русский народ?”. “НТВ снимало. То есть телевизионщики возят с собой эту группу статистов и снимают результат конфликта. Надо сказать, что зал их быстро погасил”, – пишет Угаров.
Выступавшая в тот момент режиссер-документалист Марина Разбежкина призвала “православных активистов” помолчать и послушать, пишет в своем блоге фотограф Юлия Дубовицкая. “Мы дали вам два часа, я тоже хочу на сцену!” – цитирует провокаторов Полозов в своем твиттере.
В спектакле “Хамсуд. Продолжение” в рамках проекта “Свидетельский театр” приняли участие адвокаты Pussy Riot Виолетта Волкова, Марк Фейгин и Николай Полозов, а также журналисты “Новой газеты” Константин Полесков и Ольга Просвирова. На спектакле был аншлаг. “Театр, в котором и зрители, и лица на сцене второй час последовательно унижают, измываются и оскорбляют российское правосудие”, – так отозвался о спектакле в своем твиттере Петр Верзилов.
Независимый театр документальной пьесы Театр.doc, созданный в 2002 году, прославился спектаклями, основанными на реальных событиях, в том числе постановкой о смерти Сергея Магнитского.
Суды по мере пресечения для участниц Pussy Riot, а затем по существу дела о панк-молебне сопровождались акциями протеста и стычками между сторонниками группы и праворадикальными активистами с религиозной атрибутикой. “Православные” активисты нападали на защитников Pussy Riot, в том числе женщин.
http://grani.ru/Culture/Theatre/m.200046.html
Иконармия
Идея создания “православных дружин”, выдвинутая движением “Святая Русь” и Конгрессом русских общин и горячо поддержанная Московской патриархией, а также краснодарским губернатором Ткачевым, призвавшим формировать казачьи дружины, чтобы вытеснять из края “инородцев”, будет, возможно, сочувственно встречена обывателями, тоскующими по советскому прошлому. У них она ассоциируется с добровольными народными дружинами, созданными еще в хрущевские времена. Сегодня уже мало кто помнит, что явление это было столь же массовое, сколь и бесполезное, поскольку эффективность ДНД в борьбе с преступностью была близка к нулю. Миллионы людей за отгулы часами маялись от безделья. Впрочем, не обходилось и без идеологии. Помню, когда учился в университете, сам был дружинником, и нас инструктировали: “Если в общежитии во время патрулирования увидишь на стене комнаты икону, спроси невзначай: “Ты что, веришь?” А номер комнаты запомни и сообщи нам”.
Еще меньше людей знают, что свою родословную дружины такого рода ведут с куда более давних времен, и эта родословная, мягко говоря, малопочтенная. Ибо в начале XX века свои “православные дружины” формировал “Союз русского народа”. К идеалам этой организации нынешние создатели православных дружин очень близки. То, что дружины КРО предлагается назвать “дружинами межнационального согласия”, вовсе не значит, что в их состав кто-нибудь собирается принимать чеченцев, дагестанцев или даже православных грузин и осетин.
Под предлогом поддержания порядка и предотвращения несчастных случаев в период революции 1905-1907 годов при “Союзе русского народа” организовывались дружины самообороны, которые полиция вооружала огнестрельным оружием из своих и армейских арсеналов. Дружинники пробовали изготовлять и бомбы, но обычно терпели неудачи: подводил низкий образовательный уровень. Зато стрелковое оружие черносотенные боевые дружины получали легко (бывало, этим пользовались эсеры – они записывались в дружины СРН, чтобы задешево приобретать револьверы). Фактически эти дружины открыто осуществляли черносотенный террор. Одной из крупнейших была одесская дружина, насчитывавшая около 300 человек и неофициально называвшаяся “Белая гвардия”. Также существовали многочисленные дружины (по несколько сот, а в столицах – по несколько тысяч человек) в Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Тифлисе, Севастополе и Ярославле. Из указанных городов самые жестокие еврейские погромы в 1905-1906 годах произошли в Гомеле, Екатеринославе, Киеве и Одессе.
Не знаю, известно ли г-ну Ткачеву, что “Белая гвардия” была организована по принципу казачьего войска и делилась на шесть сотен со своим “наказным атаманом”, “есаулами” и “десятниками”. Сотни имели свои названия – например, “Злобная сотня”, – а дружинники имели клички в казачьем духе: Ермак, Платов и т.п. В некоторых городах при отделах СРН дружин официально не было, а существовали отряды из нескольких десятков “патриотов”, вооруженных резиновыми дубинками, палками, кастетами и финскими ножами, что оказывалось вполне достаточно для организации небольших погромов.
Если в “Союзе русского народа” в целом были представлены различные социальные слои (крестьяне, ремесленники, рабочие и даже интеллигенция и учащаяся молодежь), то среди дружинников, особенно в Одессе и Петербурге, преобладали деклассированные элементы, в том числе уголовники. Поэтому в общественном сознании образ “черной сотни” прочно ассоциировался с бандитами и люмпенами, поставлявшими основные кадры для проведения еврейских погромов. Прием в дружинники был обставлен своеобразным ритуалом: вступающий в дружину кровью подписывал обязательство верой и правдой служить царю. Но служили отнюдь не бескорыстно, а за регулярную помесячную плату, причем путем шантажа добивались ее увеличения. Низкая дисциплина и отсутствие полицейского опыта делали дружины абсолютно бесполезными для борьбы с уголовной преступностью. Они годились только для погромов и убийств политических противников. Черносотенцы, в частности, воевали с боевиками большевиков, эсеров и других партий, а также с еврейскими отрядами самообороны, причем обе стороны несли потери, исчислявшиеся десятками человек в год. От рук черносотенцев погибли такие видные политические деятели, как члены ЦК кадетской партии Михаил Герценштейн и Григорий Иоллос, “трудовик” Александр Караваев, было организовано неудачное покушение на бывшего премьера Витте.
Иногда дружины выполняли чисто охранные функции, а также не допускали уличных демонстраций и поддерживали порядок на бастующих предприятиях, охраняя штрейкбрейхеров. Нередко они разгоняли сходки в университетах, для чего получали от полиции студенческую форму и билеты, чтобы беспрепятственно проникнуть на территорию учебного заведения. Порой они действовали без уведомления полиции, что вызывало недовольство властей. Так, в департамент полиции докладывали, что дружинники в Тифлисе “сами начали производить различные следственные действия, обыскивая и задерживая по своему усмотрению, вне всякого контроля полицейских и жандармских чинов”. В Одессе власти тоже были не в восторге от деятельности “Белой гвардии”. В городах вне черты оседлости дружинники громили не евреев, а членов революционных партий. Они также совершали рейды по выявлению заведений, беспатентно торгующих водкой.
Если в сегодняшней России действительно будут созданы православные дружины для охраны общественного порядка, то они скорее всего будут следовать и черносотенным, и советским традициям. Они могут участвовать в погромах “инородцев” и “революционеров”. А если им выдадут оружие, то оно от дружинников будет легко попадать в руки как уголовникам, так и политическим экстремистам. Дружинники могут также устраивать покушения на оппозиционеров, чтобы никто в случае чего не обвинил спецслужбы в причастности к внесудебным расправам. Могут разгонять демонстрации и предотвращать забастовки. А еще могут следить, есть ли в квартирах православные иконы. И составлять списки тех, у кого икон нет.
Цитата из России : Димитрий Смирнов, протоиерей, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
Если бы я был президентом, то я бы изгнал их (осужденных участниц Pussy Riot. – Ред.) из России, уничтожил бы их паспорта и сделал их персонами нон грата. Даже Мадонна за них вступилась. Вот пусть она их кормит, прописывает в своем доме… Ну и, конечно, я бы отнял у них детей и отдал бы их в приемные семьи.
Бронкс, Статен Айленд, Нью-Джерси