150 лет назад, в 1861 году, в США началась гражданская война, в которой противостояли друг другу северные и южные штаты страны. Россия оказалась единственной сверхдержавой того времени, открыто поддержавшей Север. Значение этой поддержки не стоит переоценивать, однако она оказала значительное влияние на ход событий.
На тот момент отношения России и США можно было считать практически идеальными, вопреки или благодаря тому, что страны были разделены огромным расстоянием, а экономические связи между ними носили достаточно ограниченный характер. Впрочем, с 1832 года действовал двусторонний договор, который установил режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях между двумя государствами.
США и Россия нуждались друг в друге на международной арене: оба государства совместно противостояли влиянию Великобритании и Франции. Не случайно, что Соединенные Штаты оказались единственным мощным государством, поддержавшим Россию во время Крымской войны 1853-54 годов (напомним, тогда Россия воевала с Великобританией, Францией, Турцией и Сардинией).
По практически единодушному мнению американских историков, огромную роль в союзе Петербурга и Вашингтона сыграли два человека: госсекретарь США Уильям Сьюард и посол России в Вашингтоне барон Эдуард фон Стекль, долгое время живший в Америке.
Право на независимость
Главными причинами начала Гражданской войны в США стали два фундаментальных вопроса – о правах отдельных штатов в составе федеративного государства и о рабовладении: экономика Юга США базировалась на рабском труде.
В 1861 году войну начали южане, которые оперативно объявили о своем выходе из состава США и создании Конфедерации Штатов Америки. Конфедерация призвала великие державы признать их в качестве независимого государства.
В свою очередь США под руководством президента Авраама Линкольна подчеркивали, что конфедераты – не более чем вооруженные мятежники, и что войну Севера и Юга нельзя считать конфликтом между двумя государствами.
В этой ситуации крайне важную роль должна была сыграть позиция трех мощнейших держав мира – Великобритании, Франции и России.
Париж имел серьезные планы экспансии на Американском континенте (в 1863 году французский экспедиционный корпус был отправлен в Мексику, чтобы создать там монархию во главе со ставленником Парижа) и был в большей степени заинтересован в слабости США. Позиция Франции по отношению к конфликту в США не была внятно сформулирована, но Париж неофициально продавал оружие и военные материалы южанам.
Взгляды Лондона на конфликт были менее определенными: Великобритания зависела от поставок американского хлопка (Юг был крупнейшим мировым производителем основного сырья британской текстильной промышленности) и выращиваемой на Севере пшеницы (несколько лет Европа страдала от неурожаев) и была жизненно заинтересована в американском рынке. Кроме того, британцы поддерживали борьбу за уничтожение рабства. В то же время Лондон опасался чрезмерного усиления США, воспринимая их как угрозу британским колониям в Северной Америке. В результате Великобритания заявила о своем нейтралитете, назвав Конфедерацию одной из сторон конфликта, что означало признание независимости Юга де-факто.
Современные историки отмечают, что в этот момент США и Великобритания оказались на грани войны: краткая на тот момент история американо-британских отношений уже насчитывала две войны и три небольших военных конфликта, последний из которых произошел за два года до описываемых событий.
Позиция России была определена изначально: Петербург безоговорочно поддержал легитимное правительство Авраама Линкольна. Император Александр II, незадолго до инаугурации президента отменивший крепостное право, симпатизировал действиям Соединенных Штатов. Кроме того, как уже упоминалось выше, Россия, потерпевшая поражение в Крымской войне, нуждалась в союзниках.
Проекты интервенций
В США долгое время опасались вооруженной интервенции европейских держав. Лондон и Париж пытались образовать подобную коалицию и пригласили Россию к участию к ней. Однако Петербург отказался от этого предложения.
В 1862 году министр иностранных дел России Александр Горчаков направил письмо послу США Байарду Тэйлору, в котором говорилось: «Только Россия стояла на вашей стороне с самого начала и продолжит делать это. Превыше всего мы желаем сохранения Американского Союза как неразделенной нации. (…) России делались предложения по присоединению к планам вмешательства. Россия отклонит любые предложения такого рода. Вы можете рассчитывать на нас».
В 1863 году вспыхнуло антироссийское восстание в Польше, которое политически поддержали Великобритания, Австро-Венгрия и особенно Франция. В США были крайне сильны пропольские настроения, однако госсекретарь Уильям Сьюард убедил Линкольна и Конгресс в том, что восстание в Польше аналогично мятежу конфедератов, и США выступили на стороне России. В результате был сорван проект проведения международной конференции по Польше, которая могла привести к принятию решения о военной поддержке повстанцев европейскими державами. Российские войска подавили восстание.
Стоит добавить, что в 1865 году, уже после окончания Гражданской войны, США направили к мексиканской границе экспедиционный корпус, командир которого потребовал, чтобы французский претендент на мексиканский престол оставил эту страну. Впрочем, мексиканские повстанцы самостоятельно отстояли независимость своей родины.
Морской патруль
Наиболее серьезным шагом России стала отправка в США двух военных эскадр в 1863 году. Одна прибыла в Нью-Йорк, другая – в Сан-Франциско. Российские военные корабли оставались в США на протяжении года.
Официально это был дружеский визит, призванный продемонстрировать доброе отношение России к американскому народу. В то же время это был крайне важный шаг, который преследовал ряд политических и военных целей: одной из них была демонстрация того, что Соединенные Штаты могут в случае нужды рассчитывать на поддержку мощных ВМФ России. Жители американских городов с восторгом приняли российских моряков.
Поход в Сан-Франциско приобрел особое значение: дело в том, что США практически не имели флота на Тихоокеанском побережье, а через Сан-Франциско велась торговля золотом. В случае захвата конфедератами или – потенциально – их европейскими союзниками гавани Сан-Франциско, южане могли получить в свое распоряжение значительные ресурсы.
В свою очередь, Нью-Йорк был крупнейшим портом атлантического побережья, причем практически не имевшим защиты против высадки вражеских десантов – военные силы США были сконцентрированы намного южнее.
Фрегат «Александр Невский» – флагман эскадры, прибывшей в Нью-Йорк – также посетил с визитом Александрию, город, расположенный вблизи Вашингтона. Российские офицеры были приняты в Белом доме президентом Линкольном.
Таким образом российские эскадры выполнили роль гаранта безопасности США. Соединенные Штаты, которые тогда терпели неудачи на войне, получили мощную психологическую поддержку. Вероятность иностранного вмешательства в конфликт была предотвращена.
Вместо финала
В дальнейшем курсы США и России не разошлись. Президент Авраам Линкольн был убит в 1865 году, Россия выразила глубокие соболезнования американскому народу и по решению императора Александра II провела ряд траурных мероприятий.
В 1866 году Александр чудом избежал смерти от руки Дмитрия Каракозова – Конгресс США принял особую резолюцию, поздравляющую царя с чудесным спасением. Текст резолюции был доставлен в Россию заместителем морского министра США, который прибыл в Петербург на мониторе (броненосце, использовавшем исключительно паровой двигатель). Это был первый в истории случай пересечения океана на корабле такого типа.
В том же году Уильям Сьюард и Эдуард фон Стекль договорились о продаже Соединенным Штатам Русской Америки – Аляски.
Стоит закончить цитатой из Уильяма Сьюарда: «Россия и Соединенные Штаты могут оставаться добрыми друзьями».
Роль России в Гражданской войне США.
Почему Петербург помог Вашингтону. Голос Америки.