США, Германия и Польша смотрят на Россию
Администрация Обамы стремилась выработать как можно более отчетливую российскую политику, начиная с того, чтобы вместе работать в сферах общих интересов, улучшить качество диалога по наиболее деликатным вопросам, заявил во вторник помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Александр Вершбоу, выступая в Вашингтоне на американо-польско-германском семинаре «Трехсторонняя перспектива России». Семинар был организован Центром стратегических и международных исследований (CSIS).
США стремятся включить Россию в ткань международного сообщества, отметил представитель Пентагона и бывший посол США в Москве (2001-2005).
«Мы уверены, что можем сотрудничать с правительством России, не подвергая сомнению наши ценности, и не подрывая отношения со странами, у которых трудно складываются отношения с Россией, такими как Грузия», – заявил Вершбоу.
По его оценке, администрация Обамы получила весьма «отравленные» отношения с Россией, особенно в результате войны 2008 года. За последнее время США удалось добиться позитивного развития на некоторых ключевых направлениях, сказал помощник министра обороны США.
Наиболее известные примеры – взаимодействие по афганистанской и иранской тематике, отметил он.
«В Афганистане удалось добиться впечатляющих результатов, в том числе по предоставлению афганцам вертолетов российского производства Ми-17, общая борьба с наркотиками, и расширение Северного транзита, который позволяет производить поставки, минуя Пакистан», – сказал Александр Вершбоу.
Мы считаем важным расширить сферы сотрудничества. Одн из таких сфер – противоракетная оборона. Другая – контроль за обычными вооружениями. «И обе важны для будущего европейской безопасности», – заявил представитель США.
Посол Вершбоу подчеркнул важность договора о СНВ с Россией для перезагрузки двусторонних отношений.
«Мы надеемся, что в ближайшее время договор будет ратифицирован и после этого мы можем добиться дальнейших сокращений, в том числе тактических вооружений», –отметил высокопоставленный сотрудник Пентагона.
«Важным элементом перезагрузки с Россией стали усилия по предотвращению создания Ираном ядерного оружия», – подчеркнул Вершбоу.
Россия тесно работала с нами в отношении иранского исследовательского реактора, напомнил дипломат.
«Россия не только прервала поставки ракет С-300, но и отменила контракт с Ираном, что стало ясным сигналом Тегерану о том, что Россия едина с международной «шестеркой», – заметил он.
С точки зрения будущего сотрудничества, Вершбоу подчеркнул, что «в ближайшие месяцы мы сможем достигнуть рамочного соглашения по модернизации Договора об обычных вооруженных силах в Европе».
Важным элементом будущего сотрудничества посол Вершбоу назвал противоракетную оборону, в отношении которой президент Медведев «проявил интерес». «Мы еще не дошли до этого, имеется еще много скептицизма со стороны России, но я остаюсь оптимистом и считаю, что сотрудничество в этой сфере может по-настоящему изменить правила игры в американо-российских отношениях и отношениях Россия–НАТО», – сказал Вершбоу.
«С российской стороны остается много непонимания в отношении намерений США, но у нас сложилась позитивная динамика», – заявил он.
Важнейшим позитивным результатом Лиссабонского саммита посол ФРГ Клаус Шариот (Klaus Scharioth) назвал возобновление работы Совета Россия-НАТО, который не использовался полностью.
Если удастся сотрудничество с Россией в области ПРО, у нас будет общее пространство в области безопасности, сказал посол ФРГ.
«А это может означать, что мы и Россия перейдем в абсолютно новую парадигму в области безопасности», – отметил немецкий дипломат.
«Я полностью отдаю себе отчет, что на этом пути нас ждет много сложностей и это не будет просто», – заявил Шариот.
«Два года назад Германия начала проект «Партнерство ради модернизации» с Россией», – напомнил посол.
«Мы считаем, что единственная перемена, которой вы можете добиться, это перемена изнутри, – сказал он. – И поэтому, если мы хотим, чтобы Россия изменилась, мы должны поддерживать силы перемен».
«Это можно сделать при помощи обучения и образования», – сказал немецкий дипломат.
Важность шагов и жестов России в отношении диалога с Польшей по историческим вопросам, сделанных во время декабрьского визита президента Медведева в Варшаву, подчеркнул заместитель министра иностранных дел Польши Хенрик Литвин в своем выступлении на форуме.
Прежде всего, это передача Польше досье по расследованию катынского дела, во-вторых, заявление Государственной Думы о катынском убийстве и осуждение его как преступления сталинской тоталитарной системы, отметил Литвин. Ранее он работал послом Польши в Беларуси (2007-2010) и первым заместителем посла Польши в России (2001-2005).
Общественное мнение в Польше в основном приветствует эти жесты, сказал Литвин.
Мы воспринимаем это как признаки нового подхода России, в том числе и как попытки России преодолевать собственные исторические травмы.
По его оценке, процесс примирения с Россией в Польше будет «долгим и трудным». «Мы будем воспринимать это терпеливо, – подчеркнул он. – Вызывает воодушевление то, что этот процесс начался».
«Без осуждения на государственном уровне со стороны России сталинского тоталитаризма будет невозможно добиться взаимного доверия России и трансатлантического сообщества», – заявил он.
«Российское руководство начало обещающий, но трудный процесс модернизации, и какими бы амбициозными ни были планы России, потребуется окончательное определение того, что называется модернизацией, – отметил он. – Будет ли это касаться в большей степени технологий или правового положения в обществе».
«По опыту модернизации Польши мы знаем, что ключевым в этом вопросе была трансформация правовой системы», – отметил польский дипломат.
«Россия имеет весьма специфический опыт советских времен, когда правовые институты работали против человека», ¬– сказал Литвин.
Польский дипломат назвал важной задачей обмены между гражданами двух стран и создание возможности для граждан России «больше узнать о жизни за границей ЕС и получить практический опыт личных отношений с людьми».
«Традиционный российский подход к проблемам европейской безопасности и стабильности может создать серьезные препятствия к сотрудничеству в области модернизации», – считает польский дипломат.
«У консервативных кругов в России есть представление об особых интересах в ближнем зарубежье», – отметил он.
«Оба стратегических партнера России, НАТО и ЕС должны использовать возможность, предоставляемую Трансатлантической «перезагрузкой» отношений с России и строить свои отношении с Россией так, чтобы покончить с этой парадоксальной ситуацией», – подчеркнул Литвин.
Иначе негативная динамика, по его мнению, может подорвать все еще хрупкие возможности для совместных решений.
Если партнерство во имя модернизации России и ЕС будет включать такой же подход по отношению к Украине, Молдове и Грузии, это не должно восприниматься Кремлем как антироссийские действия, подчеркнул он, и таким образом, сотрудничество НАТО и ЕС со всеми восточными соседями должны быть гармоничным.
Литвин подчеркнул, что некоторые элементы военной стратегии России придерживаются традиционного курса, что показали, в том числе, прошлогодние совместные военные учения с Беларусью
«Мы, в Польше, считаем, что возможности компромисса с Россией в настоящее время выше, чем когда бы то ни было и наша обязанность использовать эту возможность», – сказал польский дипломат.
«Определенная часть польского общественного мнения остается недоверчивой (в отношении России), но мы продолжим польско-российский исторический диалог и внимательно будем наблюдать за переменами в российской военной доктрине, а также за военными учениями вблизи наших границ и поддержим сотрудничество с Россией по ПРО и сотрудничество по сокращению ракет средней и малой дальности в Европе», – отметил он.