СБ и МИД РФ разработывают проект конвенции ООН, которая запрещает использование Интернета в военных целях и для подрыва политических режимов извне.

Москва подготовила проект конвенции ООН, которая поможет России бороться с внешними угрозами через Интернет

Совет Безопасности и МИД РФ разработали проект конвенции ООН, которая запрещает использование Интернета в военных целях и для подрыва политических режимов извне. Об этом пишет газета «Коммерсантъ», в распоряжении которой оказался проект документа «Об обеспечении международной информационной безопасности». Россия рассчитывает на принятие этого документа уже в 2012 году.
Документ был представлен российскими властями в Екатеринбурге на международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Соавторами документа, помимо экспертов Совбеза и МИДа, стали сотрудники Института проблем информационной безопасности (ИПИБ) МГУ им. М.В. Ломоносова.

Документ направлен на борьбу с угрозами «использования информационных технологий для враждебных действий и актов агрессии», а также «подрыва политической, экономической и социальной систем» одного государства другим. Конвенция будет запрещать «манипулирование потоками в информационном пространстве других государств с целью искажения психологической и духовной среды общества» и «психологическую обработку населения для дестабилизации общества и государства».

Москва подобные действия считает составными частями «информационной войны» и будет требовать признания их преступлениями против международного мира и безопасности.

Эксперты считают, что предложение России главным образом направлено на устранение угрозы, которую представляют растущие возможности США по ведению кибервойн. Кроме того, это своеобразный ответ на активно создающиеся в странах так называемые кибервойска – не только в США, но и в Великобритании, Китае, Израиле и Индии.

Если конвенция будет принята, Москва получит юридические гарантии ненападения. Среди норм, которые должны будут помочь России бороться с внешними угрозами через Интернет, в документе значится принцип неделимости безопасности, а также то, что государства не будут предпринимать попыток добиться господства в информационном пространстве над другими странами.

Конвенция будет обязывать государства «воздерживаться от разработки и принятия планов, способных спровоцировать возрастание угроз в информационном пространстве», а также «воздерживаться от клеветнических утверждений, оскорбительной или враждебной пропаганды для осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств».

В проекте говорится, что государства «не вправе ограничивать доступ граждан к информационному пространству», но правительства могут вводить различные ограничения в целях защиты «национальной и общественной безопасности». Еще одним важным пунктом проекта является принцип невмешательства в информационное пространство друг друга.

«Каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством», – говорится в проекте.

«Принятие конвенции необходимо из-за роста киберпреступности и нарушений прав человека в информационном пространстве»

Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментариями к соавторам проекта конвенции – сотрудникам Института проблем информационной безопасности (ИПИБ) МГУ им. М.В. Ломоносова.

По словам заместителя директора ИПИБ Валерия Ященко, проект конвенции вобрал в себя наработки, появившиеся в последние три года, которые предназначались для других документов.

«В частности, в конвенции учитывались все сюжеты, которые возникли в ходе работы Группы правительственных экспертов ООН в 2009-2010 годах, – говорит Ященко. – На документ повлияли многочисленные обсуждения проблем информационной безопасности, которые обсуждались на заседаниях Международного исследовательского консорциума информационной безопасности, куда входят представители 11 стран, включая Индию, Китай, США, Израиль и другие».

Представитель института говорит, что в отличие от Будапештской конвенции по киберпреступности, которую Россия не поддерживает только из-за одного пункта b статьи 32 (предусматривающего нарушение суверенитета других стран), в проекте конвенции, предложенной Россией, данные положения отсутствуют.

«Вопрос контроля выполнения конвенции не прописан в данной концепции документа, однако в процессе согласования с партнерами такой механизм может быть предложен и поддержан», – сказал он.

«Документ запрещает нарушать суверенитет и использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения преступных, террористических и военно-политических целей. Конечно, формулировка широкая, но за год обсуждения проекта конвенции, а также работы Группы правительственных экспертов ООН, которая будет создана на нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, она вполне может быть раскрыта более конкретно», – уверен Ященко.

По мнению Валерия Ященко, принятие подобной конвенции крайне необходимо из-за невероятного роста киберпреступности и нарушений прав человека в информационном пространстве (кража и неправомерное использование персональных данных, финансовые преступления).

«Мы считаем, что из-за одних прав не должны страдать другие права человека», – говорит соавтор проекта конвенции.

Отвечая на вопрос о том, не приведет ли принятие конвенции к закрытости стран и развитию цензуры в Интернете в целях обеспечения «национальной безопасности», Ященко ответил следующее: «Данный вопрос лучше адресовать политическому руководству стран, которые должны будут выполнять конвенцию. В конвенции прямо говорится о приверженности свободе слова и другим основополагающим правам и свободам человека, но, естественно, руководители некоторых стран могут по-своему трактовать необходимость выполнять конвенцию. Это опять же в значительной степени вопрос к механизму контроля выполнения конвенции».

«Россия, несомненно, продолжит вести свою активность в области разведки и диверсий через Интернет»

Главный редактор российского журнала «Хакер» Никита Кислицин считает, что конвенция – это всего лишь красивая бумажка, которая ничего не изменит.

«Честно говоря, это предложение – ерунда и больше похоже на чисто декларативную вещь, красивую бумажку. Если конвенция будет принята, это вряд ли что-то поменяет. Крупные державы вертят международные документы и конвенции так, как хотят», – сказал Никита Кислицин.

По его словам, все крупные страны вкладывают большие средства в формирование и создание возможностей для шпионажа и диверсионной активности именно через Интернет и электронные системы, зависимость современного человека от которых очень велика. Кислицин отмечает, что в настоящее время в России с внешними интернет-угрозами борются специальные отделы ФСБ, а также Главное разведывательное управление РФ.

«Подрыв политического режима – это вещь очень условная. Манифестанты могут использовать Facebook и Twitter, чтобы устраивать свои акции, но это исходит ровно из той страны, где проходят протесты. Это не вопрос межгосударственных отношений. Это говорит лишь о том, что массовые технологии позволяют людям быстро организовываться, – говорит Кислицин. – Бумажка, которую, возможно, даже подпишут, ничего не поменяет. Россия, несомненно, продолжит вести свою активность в области разведки и диверсий через Интернет».

www.voanews.com

Катрина Лантос-Суэтт: антиизраильская пропаганда – не путь к миру

Интервью с президентом Фонда в поддержку справедливости и прав человека

Острые дискуссии о перспективах одностороннего провозглашения Палестинского государства в очередной раз высветили не только место затяжного ближневосточного кризиса в мировой политике, но и присущую самому этому кризису многомерность. Адвокаты и оппоненты палестинской инициативы с привычной резкостью обмениваются аргументами – столь же безапелляционными, сколь и взаимоисключающими. Не составляет исключения и экспертное сообщество США. Сегодняшний собеседник Русской службы «Голоса Америки» – Катрина Лантос-Суэтт, возглавляющая Фонд в поддержку справедливости и прав человека. Фонд носит имя ее отца – конгрессмена Тома Лантоса. В истории двадцатого столетия Том Лантос – фигура во многих отношениях исключительная: этот уроженец Венгрии стал первым человеком, пережившим Холокост, избранным в Конгресс США. Делом его жизни стала защита прав человека – поддержка гонимых нацменьшинств, узников совести, политических диссидентов. Катрина Лантос-Суэтт унаследовала политический темперамент своего отца.

Алексей Пименов: Многие аналитики считают возможность одностороннего провозглашения палестинской независимости угрозой мирному процессу на Ближнем Востоке. Ваше мнение?

Катрина Лантос-Суэтт: Все хотели бы, чтобы на Ближнем Востоке наступил мир. И наиболее здравомыслящие пришли к выводу, что нет иного выхода, кроме сосуществование двух государств. А кроме того, они сознают, что не Израиль в течение последних нескольких лет продолжает твердить «нет» этому решению. Поскольку это делает именно палестинская сторона, по существу отвергающая такой подход – в высшей степени реалистический и честный.

Но, вместе с тем, совершенно ясно и то, что достичь мира можно только на пути прямых переговоров между израильтянами и палестинцами. И вот палестинцы предпринимают шаг, который нельзя расценить иначе, как попытку обойти мирный процесс.

А.П.: Высказывается, в частности, такой аргумент: если одна сторона в конфликте заслуживает самоопределения, то как можно отказывать в этом другой?

К. Л.-С.: Разумеется, палестинский народ заслуживает самоопределения. Однако предварительным условием создания Палестинского государства является выполнение обязательства палестинской стороны – официально и недвусмысленно признать право Израиля на существование. Хочу подчеркнуть: израильское правительство и народ признают самоопределение палестинцев. Остается, однако, другая проблема: позиция палестинской стороны, причем речь идет, в частности, о продолжающихся насильственных действиях против Израиля. Достойно сожаления, что Махмуд Аббас заявил недавно о создании правительства национального единства вместе с ХАМАС, лидеры которого контролируют Сектор Газа. Между тем, ХАМАС – это признанная террористическая организация, открыто призывающая к уничтожению еврейского государства. Как же может Израиль отнестись к вопросу о признании Палестинского государства, если его руководители блокируются с ХАМАС?

А.П.: Позвольте мне задать вам более общий вопрос. Недавно Михаил Членов – генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса (объединяющего евреев бывшего СССР) – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки», что сегодняшний антисемитизм существенно отличается от традиционного – правого или крайне правого. Сегодня, отметил он, антисемитизм распространяется среди студенчества, в либеральных, а то и в левых кругах. Вместе с тем многие правоконсервативные христианские движения, напротив, выступают в поддержку Израиля. Чем это объясняется?

К.Л.-С.: Откровенно говоря, антисемитизм существует и в правых, и в левых кругах. Антисемитизм – это древнее бедствие человечества, и с ним нужно бороться. Его необходимо выявлять, подвергать осуждению. Сражаться с ним всякий раз, когда он заявляет о себе. Что же касается поддержки Израиля и еврейской общины религиозными кругами США, то необходимо иметь в виду, что многими из этих людей движет глубокая вера в библейские пророчества. И создание Израиля они рассматривают как их исполнение.

Но вот что, пожалуй, еще важнее, и что должны знать американцы: Израиль – это современное, плюралистическое, демократическое, прогрессивное общество. Американские туристы имеют возможность туда поехать и увидеть это собственными глазами. Это страна, где имеет место равноправие женщин, где не ущемляются права меньшинств, где не преследуют геев и лесбиянок… У Израиля много общих ценностей с Соединенными Штатами. Но ваш вопрос относится к другому – более консервативному участку политического спектра. Там об Израиле судят с религиозной точки зрения. Этим и объясняется произраильская позиция американских правых христиан.

А.П.: Вернемся к вопросу о современном антисемитизме. Многие политические режимы в истории использовали антисемитизм как политическое оружие. В чем все-таки специфика современного антисемитизма?

К.Л.-С.: По-моему, тут необходимо учитывать своеобразие стран и регионов. Я думаю, в частности, о странах, вовлеченных в тот процесс, что получил название «арабской весны». Чрезвычайно досадно, что эти якобы демократы, идущие в первых ее рядах, по меньшей мере терпимо относятся к самому откровенному антисемитизму. По-моему, дело тут вот в чем: есть опасность, что эти страны – Тунис, Египет, Ливия – не сумеют осуществить экономических и политических преобразований. То есть, удовлетворить чаяния народа… Вот и они и обращаются к старым прописям – к антисемитским и антиизраильским клише, – чтобы отвлечь внимание масс от своих провалов. На Западе «арабская весна» вызвала бурю восторгов, нам сейчас очень важно видеть реальность, в том числе и вспышки антисемитизма в рядах этих освободительных движений.

А.П.: Последний вопрос – в русском стиле. Что делать?

К.Л.-С.: Бороться против антисемитизма. Быть готовыми заявить об этом громко и с полной ясностью, идет ли речь о Европе, Африке или Азии, что если единственное еврейское государство на планете подвергается избирательной критике за множество прегрешений, в гораздо большей степени присущих другим странам (положение в которых замалчивается), то такая критика – не что иное, как политический и государственный антисемитизм в действии. И терпеть его недопустимо. Я – дочь людей, переживших Холокост, и мне больно, что более чем через полвека после тех событий эта древняя беда все еще не изжита – ни в Европе, ни на Ближнем Востоке, ни в Африке, ни в Южной Америке. Люди доброй воли должны вместе выступить против этого зла – ничего не страшась и назвав вещи своими именами. Но успех это принесет лишь в том случае, если правительства доброй воли окажут им поддержку.

voanews.com

Индейцы США: «государства в государстве»

Священный круг чероки в штате Джорджия собрал сорок племен

Первая перепись населения в США состоялась в 1790 году, тогда американские индейцы в переписи не учитывались в качесте представителей отдельной нации. В 1860 году при проведении переписи индейцев впервые начали обозначать как нацию. Начиная с 1960 года было введено обозначение по племенной принадлежности (то есть не просто «индеец», а, например, «сиу»). С 1990 года в состав федерального Бюро переписи населения были введены представители крупнейших индейских племен страны.

В настоящее время индейцы составляют 1,6 процентов населения США, их численность достигает 5 млн.

В США система взаимоотношений индейских племен с федеральным правительством и правительствами штатов определяется на основании статуса каждого племени: есть племена, признанные федеральным правительством (их на настоящий момент – 565), есть признанные только властями штатов, есть также племена непризнанные. Чем выше статус признания – тем больше льгот и преференций получает племя.

В структуре федеральной власти США есть два крупнейших агентства, занимающихся делами индейцев. Это Бюро по делам индейцев в составе внешнеполитического ведомства страны – Госдепартамента США, и одноименное Бюро в составе Министерства внутренних дел (в отличии от российского МВД, этот орган федеральной власти США практически не занимается правоохранительной деятельностью).

С некоторыми из этих племен США имеют межправительственные отношения – так как эти племена провозгласили себя суверенными государствами, которые, однако, не имеют права заниматься внешнеполитической деятельностью, чеканить монету, создавать вооруженные сил и пр. То есть, лишены ряда важнейших атрибутов независимого государства.

Федеральные власти США по закону обязаны предоставлять членам индейских племен целый ряд специальных культурных и экономических льгот, включая полное освобождение от местных и федеральных налогов, медицинские и образовательные гранты и пр. в качестве компенсации за утраченные коренными народами страны территории.

Феномен «государств в государстве» в современной Америке не вызывает напряжения – провозгласившие себя государством индейские племена выбирают собственных президентов, устанавливают государственные границы, имеют свои правительства и судебную систему, но при этом члены племен не утрачивают гражданства США. Совершивший правонарушение или преступление малой тяжести гражданин США – член индейского племени, обладающего своей территорией и юрисдикцией – часто бывает судим за правонарушения не судом штата и федеральным, а судом племени.

Однако отношения Вашингтона с индейцами далеко не всегда были мирными.
К примеру, президент США Эндрю Джексон в 1830-е годы принял решение о выселении племени чероки с их земель даже вопреки заключению Верховного суда США. Это стало юридическим прецедентом для последующего насильственного переселения и других индейских племен. Чероки пострадали, поскольку на их территории в штате Джорджия были обнаружены месторождения золота. Выселение индейцев чероки в далекую Оклахому, в результате которого погибли больше четырех тысяч человек, вошло в историю под названием «Дороги слез».

Сейчас чероки остаются одним из крупнейших признанных племен – в США к чероки себя причисляют около 316 тысяч человек. Большей частью чероки живут в штатах Джорджия и Оклахома (там существует суверенное государство Чероки).

Не только крупные племена имеют суверенный статус в США: он есть у племени Хопи, численность которого даже до прихода европейцев в Северную Америку не превышала трех тысяч, и сохранилась на таком же уровне и по сей день. Хопи говорят на языке ацтеков, это – одно из самых таинственных и закрытых индейских племен – они сторого следят за чистотой крови, исповедуют собственную древнюю религию и верят в пророчество о том, что человечество, переживающее сейчас «эру животного» находится на пороге перехода в «эру человека», когда людям откроются их настоящие возможности, а человечество обретет связь с вселенским разумом.

Статуя волчицы, кормящей младенцев Ромула и Рема – всем хорошо знакомый символ столицы Италии Рима. Но Рим есть и в США – это городок в предгорьях Аппалачей, на севере штата Джорджия. Рим в Америке был назван в честь столицы Италии – американский городок с населением менее 35 тысяч человек расположен на семи холмах, разделенных реками – как и его итальянский прототип.

Точную копию статуи основателей Рима городок получил в подарок от итальянского диктатора Бенито Муссолини. Во время Второй мировой войны статую увезли с постамента перед Сити-холлом – не хотели, чтобы подарок диктатора был достопримечательностью города, – а в 1954 году все-таки вернули на прежнее место.

Рим в субботу практически пустынен: три пешехода на несколько кварталов. Закрыты рестораны, музеи, магазины, за исключением одного, где каждая вещь продается за один доллар.

Единственное место в Риме, где царит оживление – площадь Трех рек. Здесь в фонтане спасаются от 40-градусной жары дети и даже взрослые. Каждый из трех колодцев в этом месте – символ одной из трех рек Рима: Этова и Оостанула стекаются и вместе образуют реку Куса.

В двух милях от окраины Рима в лесопарке на берегу Оостанулы ежегодно в первые выходные сентября индейцы племени чероки проводят фестиваль Пау-вау – «дух вождя» на языке индейцев наррагансетт. Названия рек, окружающих Рим, – тоже наследие индейцев, когда-то владевших этими местами. На языке Чероки название реки Оостанула означает «камень, преграждающий поток». В этом году на 22-й по счету Пау-вау приехали представители 40 разных племен из различных штатов США и Канады.

Фестиваль Пау-вау – это красочное двухдневное празднество, в центре которого танцевальный конкурс, начинающийся в полдень. Но задолго до начала к месту проведения Пау-вау съезжаются тысячи участников и зрителей. Поляна для праздника традиционно образуется из трех кругов. Первый – самый большой – образуют палатки торговцев и ремесленников. Здесь продается все, что нужно настоящему индейцу – оружие, кожаные изделия, травы, украшения и сакральные вещи – талисманы и обереги. Второй круг образуют зрители и музыканты. Третий – священный – круг танца. Он символизирует бесконечность жизни. Танцоры начинают одеваться за несколько часов до полудня, чтобы по первому удару бубнов быть готовыми выйти в круг жизни. Скоро начнется священное и красочное действо – древнее, как само индейское племя.

Круг Жизни на фестивале американских индейцев

Грандиозный выход – так начинается Пау-Вау. Каждое действо подчиняется строгому правилу и ритуалу. Вначале в круг входят вожди племен. В руках вождя Чероки – шест священного Орла, его сопровождают другие вожди с флагами своих племен и США. Знамена вносятся в круг под гимн Орла, его исполняют певцы племен под удары бубнов. Вожди не просто несут знамена, они должны пройти по кругу в традиционном танце. В это время все зрители встают и обязательно снимают головные уборы. Когда умолкают бубны, вожди встают в центре круга – наступает время для трех обязательных танцев почета.

Первый танец почета исполняют женщины. Их танцевальный шаг должен быть степенным, полным достоинства и красоты. Женщины плывут по кругу с гордо поднятыми головами, их движения говорят: женщина – душа и гордость индейского племени, она священна и любима. Женщина – символ нескончаемого круга Жизни.

Второй круг почета объявляется для старцев: они хранители традиций и священных знаний. Третий круг – круг Воина – в наше время его танцуют ветераны военной службы. В Риме в круг вышли несколько десятков ветеранов всех поколений – Вьетнам, Корея, Афганистан, Ирак – оказалось, что служба в армии очень популярна среди мужчин в индейских племенах.

Три круга почета завершаются водружением Орла и знамен на специальные штативы на краю круга. Помощник ведущего расстилает в центре круга ковер для пожертвований. Этот ритуал повторится несколько раз за два дня Пау-Вау – пожертвавания собираются на нужды организаторов фестиваля, для лечения больных, для помощи нуждающимся, для певцов и барабанщиков.

После сбора пожертвований начинаются танцы. Конкурсы проводятся в возрастных категориях и строго разделены на женские и мужские. Первыми танцуют дети – отдельно мальчики и отдельно девочки. Потом в такой же последовательности в круг входят взрослые.

Ритуальный танец 13-летия исполнялся для мальчика, у которого день рождения совпал с первым днем Пау-Вау. Именниник возглавил процессию из родных и друзей, на втором круге к ней стали присоединяться все желающие поздравить юношу, вступающего в возраст воина. Каждый новый участник круга в танце подходил отдельно к каждому члену семьи и в конце концов к самому имениннику, которому вместе с объятием в руку вкладывали зеленые купюры – подарок к дню рождения.

Сторонний наблюдатель по стилю костюма не сможет определить принадлежность к какому-либо племени, тем не менее, костюмы поражают своим разнообразием и красочностью. Особенно интересны детали. Кости, кожа, части тел сакральных животных в одежде индейцев занимают особое место. Черепаха – символ Матери-Земли, тем, кто носит панцирь черепахи, прицепленный к ноге, Мать-Земля дает твердость и равновесие. Рукоятка ножа из ноги лани помогает быстроте и точности удара. Перья и ноги Орла – символы мощи крыльев и зоркости глаза, они дают простор мысли, способность видеть все четыре стороны света с высоты неба.
Перья орла носят и женщин, но главная деталь женского костюма – вышивка бисером: цветы, бабочки и ласточки – они содержат намек на имя и характер женщины.

Особое внимание к мокасинам – они сами по себе произведение искусства. Ноги в танце – в центре внимания, поэтому они должны быть обуты не только в удобную и яркую, но и «говорящую» обувь – по узорам на мокасинах индейцы читают название племени, характер-дух человека и даже его имя.

voanews.com

Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *