Во вторник 25 января, говоря о безопасности в стране в связи с терактом в «Домодедово», президент Медведев отметил несколько причин, в силу которых обеспечение безопасности должно статьпервоочередной задачей правоохранительных структур РФ. Российский лидер указал, в частности, на предстоящие президентские выборы и на Олимпийские Игры в Сочи. Выступил со специальным заявлением и Международный Олимпийский комитет, выразивший уверенность в том, что трагедия в «Домодедово» – не повод подвергать сомнению способность российских властей обеспечить безопасность спортсменов и гостей Олимпиады-2014. Своим мнением о теракте и его возможных последствиях с Русской службой «Голоса Америки» поделился американский политолог Пол Гобл.
Фатима Тлисова: Мистер Гобл, что продемонстрировала трагедия в «Домодедово», с точки зрения контроля ситуации российскими правоохранительными органами?
Пол Гобл: Очевидно, что насилие в Москве в очередной раз подчеркивает, что угроза терроризма остается актуальной по всей территории Российской Федерации. По информации из различных источников, количество терактов в России в 2010 году возросло с 200 до 400 процентов, по сравнению с 2009 годом. Россия остается нестабильной и непредсказуемой страной. Заявление Медведева – очевидная попытка успокоить международное сообщество, которое может сделать свои выводы и лишить Россию права на проведение этих престижных игр или предпринять другие шаги, которые приведут к сокращению сотрудничества с Россией. Но это только слова, и, если террористические акции продолжатся, то все больше людей в мире начнут задаваться вопросом о способности Москвы обеспечить безопасность сочинской олимпиады. Другими словами, сложилась очень неприятная для всех ситуация. Еще больший раздражающий фактор состоит в том, что эта атака будет использована теми в российском правительстве, кто поддерживает линию «силовиков» и теми, кто поддерживает авторитарный курс, проводимый премьер-министром Владимиром Путиным, чтобы еще больше ограничить права человека в России и в особенности – права жителей Северного Кавказа.
Ф.Т.: Многие российские блогеры писали сегодня о «странностях» этого теракта. В частности, были рассуждения о том, что никто никаких требований не выставлял, спустя сутки никто не взял на себя ответственности; не известны и какие-либо детали расследования. Ваш комментарий?
П.Г.: Во-первых, мы еще слишком мало знаем, чтобы делать выводы. Во-вторых, и это отметила эксперная комиссия правительства России, стратегия боевиков за последние несколько месяцев значительно изменилась. Поэтому то или иное заявление об ответственности едва ли может серьезно повлиять на ход расследования. И это было доказано в терактах послених месяцев. В отсутствие достоверной информации каждый может выстроить несколько версий того, кто может нести ответственность за случившееся. Но исходя из того, что известно сейчас, я был бы очень осторожен в выводах о том, что этот теракт необычен, или что его могли осуществить какие-то группировки, программа которых отличается от программы боевиков. Или о том, что именно северокавказские боевики ответственны за этот теракт. Сейчас особенно важно не выносить поспешных суждений, а дождаться результатов расследования.
Ф.Т.: Дмитрий Медведев говорил сегодня и о проблеме безопасности в связи с предстоящими выборами 2012 года. Как, на ваш взгляд, отреагировал на теракт в «Домодедово» тандем Путин-Медведев?
П.Г.: Важно понять, что любая террористическая атака имеет несколько смыслов. С одной стороны, эта атака подчеркивает неспособность действующего правительства Российской Федерации предотвращать теракты и реагировать на подобные вызовы, уменьшая количество жертв. В этом смысле «Домодедово» имеет очень негативные последствия для Медведева и Путина. В то же время теракт – в силу естественной человеческой реакции – создает видимость оправдания жестких силовых решений. Это может привести к тому, что силы, традиционно поддерживающие Владимира Путина, используют эту трагедию, чтобы обеспечить возвращение Путина на пост президента в 2012 году.
Ф.Т.: Возвращаясь к блогам: многие писали о том, что считают себя тоже жертвами теракта. Какое влияние это событие может оказать на российское общество?
П.Г.: Первые жертвы этой атаки – это, конечно, те, кто был убит и ранен в «Домодедово». Но другими ее жертвами станут люди, живущие на Северном Кавказе, да и остальные россияне, которые больше всего пострадают от предстоящего усиления репрессивной стратегии российской власти в ближайшие дни и месяцы.
Материалы о трагедии в Домодедово на brightonbeachnews.com
Пол Гобл: Союзники Путина будут эксплуатировать «Домодедово» для возвращения в 2012 Фатима Тлисова
Лимпопиада в Сочи как проэкт по поднятию с колен и отмыванию денег.