24 февраля губернатор Висконсина Скот Уолкер отдал полиции приказание отыскать и доставить на рабочее место четырнадцать штатных сенаторов, которые отлынивают от работы.
Демонстративная акция губернатора успеха не принесла, прогульщики оказались вне досягаемости висконсинских властей. Но этот эпизод привлек новое внимание к необычному политическому противостоянию.
Четырнадцать депутатов-демократов верхней палаты легислатуры штата Висконсин, блокируя принятие закона, урезающего льготы и привилегии профсоюза госслужащих, уже неделю не являются на заседания Сената, не позволяя законодателям проголосовать за законопроект по причине отсутствия кворума. Более того, во избежание насильственного привода в Сенат под полицейским конвоем они перебрались в соседний штат Иллийнос, где их “принял” губернатор-однопартиец Патрик Квин, заявивший, что Иллинойс поощряет туризм.
Пример висконсинцев оказался заразительным, и сорок законодателей-демократов из штата Индиана, где республиканский губернатор пытается решить сходные бюджетные проблемы тем же путем, что и коллега в Висконсине, тоже бежали в Иллинойс. Руководство демократической партии Индианы предложило оплатить им “командировочные”, но беглецы отказались и проживают в гостиницах “в изгнании” за свой счет, разрабатывая поправки к республиканскому бюджету и общаясь с избирателями посредством электронной почты и телефонов. Некоторые получают из дома продуктовые и вещевые посылки.
– Висконсинские сенаторы не нарушают никаких уложений, они действуют в строгом соответствии с положением о кворуме, исходя из своих стратегических соображений, – считает профессор политологии Нью-Йоркского университета Стивен Брамс.
В политике все законные средства хороши, заявляет он, и если у оппозиции нет иного способа заставить большинство прислушаться к ее доводом, то сгодится и “бегство от кворума”, по сути, мало чем отличающееся от иных тактических уловок и проволочек, которые демократическая система предоставляет меньшинству в законодательных органах.
Если избиратели в Висконсине сочтут тактику своих сенаторов неприемлемой, то общественное давление заставит законодателей изменить поведение. Но с формальной точки зрения они действуют корректно, и само правило о кворуме, по единодушному мнению специалистов, является глубоко демократичным.
– Воз не сдвинется с места, если стороны не придут к компромиссу, – замечает нью-йоркский профессор Стивен Брамс. – Непринятие бюджета чревато прекращением работы госучреждений в Висконсине, а поскольку мысль о подобном исходе отвращает избирателей, они вынудят соперников договориться.
Возможно, к исполнению служебных обязанностей сенаторов-прогульщиков заставит вернуться правило, экстренно одобренное республиканским большинством: висконсинские сенаторы запретили перечислять зарплату на банковские счета тех законодателей, которые пропустили два или более рабочих дня за время одной сессии. “Несознательные”, чтобы получить свое жалованье, обязаны лично явиться за чеком в зал заседаний Сената, откуда им не удастся уйти, не проголосовав.
Сначала сенаторы-демократы штата Висконсин, в полном составе в 14 человек, тайно покинули столицу штата город Мэдисон и до сих пор скрываются в штате Иллинойс. Через несколько дней их примеру последовали сенаторы-демократы штата Индиана и теперь тоже «затаились» в Иллинойсе. В Огайо демократы из законодательного собрания не бежали, однако призвали проводить массовые демонстрации протеста. Республиканцы Висконсина, Индианы и Огайо вне себя от возмущения. Они заявляют, что демократы не выполняют своих обязательств перед американскими избирателями.
«Демократический» бойкот вызван тем, что губернаторы Висконсина и Индианы, оба – республиканцы, а также законодатели-республиканцы Огайо выдвинули на голосование законопроекты, сильно ограничивающие права и деятельность профсоюзов. Они предлагают лишить профсоюзы права вести переговоры с работодателями и права заключать коллективные контракты от лица государственных служащих.
Республиканцы мотивируют эти меры необходимостью бюджетных сокращений, которым, якобы, профсоюзы мешают, так как не соглашаются уменьшать зарплаты и пенсии госслужащих. Законодатели-демократы скрываются в Иллинойсе, чтобы лишить республиканцев кворума и тем самым не допустить голосования.
В Висконсине тысячи людей уже вторую неделю выходят на улицы в знак протеста. Среди протестующих – и сторонники прав профсоюзов, и участники консервативного Движения чаепития, которые считают, что профсоюзы «давят» американский дух предпринимательства и слишком дорого обходятся американским избирателям.
В Мэдисоне на главной площади города люди ночуют в спальных мешках и на специально принесенных матрасах. Организаторы разносят для демонстрантов пиццу и горячий кофе.
Бюджет или политика?
«Мне кажется, губернатор Висконсина пытается просто уничтожить профсоюзы, – считает Тим Шэмбл, президент профсоюза государственных служащих, представляющего интересы сотрудников «Голоса Америки». – Это такая республиканская стратегия. По традиции в США профсоюзы очень близки демократам, профсоюзы поддерживают эту партию финансово и на выборах. Так что республиканские губернаторы в Висконсине и в других штатах пытаются «убить» профсоюзы, чтобы обеспечить себе победу на будущих выборах».
По мнению Тима Шэмбла, проблема – именно в политике. «На протяжении многих лет профсоюзные лидеры видели возможность продвигать свои интересы на законодательном уровне именно через Демократическую партию, – считает он. – И, мне кажется, таким образом они потеряли много возможностей. Они должны быть независимы от политики, от той или иной политической партии».
Губернатор-республиканец штата Висконсин Скотт Уокер многократно заявлял, что если лишить профсоюзы права отстаивать права работников и «торговаться» о размере их пенсий, штат сэкономит почти полтора миллиарда долларов. «Этот законопроект необходим, чтобы городские власти могли справиться с тяжелой финансовой ситуацией», – подчеркнул губернатор Уокер.
Однако Джозеф Слэйтер, профессор права Университета Тулэн в Луизиане, считает, что ограничение прав профсоюзов мало повлияет на бюджет Висконсина, Огайо или Индианы.
«Бюджетные проблемы в этих штатах мало связаны с правом профсоюзов договариваться о размерах зарплат и пенсий для госслужащих, – считает профессор Слэйт. – Многие исследования показывают, что государственные служащие в США с учетом их образования, профессиональных навыков и выслуги лет, получают меньшие зарплаты, чем те, кто работает в частном секторе. Во многих штатах США, в том числе в Огайо и в Висконсине, профсоюзы не имеют права договариваться о пенсиях для своих членов. Пенсии определяются другими, специальными законами штата. Так что на бюджет это мало влияет. Хочу напомнить, что за последний год примерно в 20 штатах США размер пенсий госслужащих был пересмотрен без участия профсоюзов».
Телефонные шутки в Висконсине
Предположения о том, что предложения республиканцев могут иметь политический, а не финансовый характер, подкрепил один телефонный шутник. Нью-йоркский блогер Иан Мерфи позвонил губернатору Висконсина Скоту Уокеру и выдал себя за Дэвида Кока, брата Чарльза Кока, известного американского бизнесмена. Братья Кок придерживаются консервативных взглядов и финансируют ряд республиканских проектов, в частности, Институт Като – «мозговой центр» – в Вашингтоне и некоторые инициативы консервативного Движения чаепития.
Губернатор Уокер попался на удочку шутника – он поверил, что Иан Мерфи – это Дэвид Кок. И был с “Коком” откровенен: рассказал, как намерен заманить сенаторов-демократов обратно в Висконсин, чтобы добиться кворума при голосовании, и сравнил свои действия с действиями Рональда Рейгана в 1981 году, когда тот в результате профсоюзного конфликта уволил значительное количество авиадиспетчеров. «Наступило наше время, – сказал Уокер по телефону «Дэвиду Коку». – Наступило время изменить историю».
Кому мешают профсоюзы
Во многих американцах живет глубокая неприязнь к организованному коллективизму. Это можно объяснить рыночной экономикой, уважением к частному предпринимательству и частным инициативам, десятилетиями «холодной войны» – отсюда такое настороженное отношение к любым намекам на распространение «социалистических» элементов в обществе.
Американцы гордятся своим стремлением к индивидуализму и считают его чуть ли не национальной чертой. Многие думают, что именно право профсоюзов влиять на работодателя препятствует быстрому развитию бизнеса, внедрению инноваций и возможностям работодателя увольнять некомпетентных сотрудников.
Однако для многих американцев членство в профсоюзе является единственной гарантией стабильности в условиях изменчивой рыночной экономики.
«Когда вы приходите на работу, вы попадаете в диктатуру, – считает президент профсоюза сотрудников «Голоса Америки» Тим Шэмбл. – Это устаревший вид управления, это феодальная система, где есть король, феодал – работодатель, у которого абсолютно все права. Менеджмент, корпорации – это богатые люди, обладающие властью, которые защищают свои интересы. А работники должны объединиться, чтобы тоже защищать свои права. Без этого у работников вообще не будет прав, потому что у одной группы будет слишком много власти».
В кабинете Тима Шэмбла, в здании «Голоса Америки» недалеко от Капитолия в Вашингтоне, на стене висит плакат с цитатой из известного американского промышленника Джона Рокфеллера-младшего, произнесенной еще в 1920-е годы. «Непоследовательно требовать демократии в нашем правительстве и практиковать автократию в нашей промышленности», – считал Рокфеллер.
Следует отметить, что помимо профсоюзов, права рабочих частного и государственного сектора в США защищают гражданские законы, действующие в каждом штате и на федеральном уровне.
В единстве – сила?
В США профсоюзное движение зародилось в 1930-е годы и явилось ответом на интенсивную индустриализацию, ответом на перемены, происходящие на рабочих местах миллионов американцев. Выступления рабочих во многих случаях жестоко подавлялись, однако со временем между профсоюзами и работодателями было заключено, если можно так сказать, «джентльменское соглашение» – они решили сотрудничать. Эти достижения были закреплены в законах и положениях «Нового курса» президента Франклина Рузвельта. Американские рабочие получили 8-часовой рабочий день и право на минимальную зарплату.
Сейчас в США около 17 миллионов активных членов профсоюзов. Причем профсоюзы действуют как в частном, так и в государственном секторах.
«Сначала более влиятельными и многочисленными были профсоюзы в частном секторе – они получили право на защиту прав своих членов в 1930-е годы, – рассказывает профессор Джозеф Слэйтер. – К 1960-м годам их влияние уменьшилось, и сейчас только 8% работников частного сектора состоят в профсоюзах. Профсоюзы государственных служащих «подняли голову» в 1960-е годы, стали расти и набирать влияние. Сегодня в профсоюзах состоят около 40% государственных служащих США».
Стимул или препона
Профессор Слэйтер не согласен, что профсоюзы препятствуют конкуренции и снижают профессиональную планку на рабочих местах.
«Не только в США, но и в других развитых демократиях есть правила, которые защищают работников, и я не думаю, что это им сильно мешает, – считает он. – Исследования показывают, что профсоюзы не влияют на эффективность работы. Приведу такой пример. Сейчас в Висконсине, как вы знаете, губернатор пытается отобрать право профсоюза отстаивать права учителей. А показатели школьников этого штата на экзаменах перед поступлением в вузы – вторые по стране. Между тем школьники в тех пяти штатах США, где профсоюзы не могут отстаивать права учителей, на экзаменах показывают очень плохие результаты – они на последнем месте по стране. Так что я не думаю, что профсоюзы мешают профессиональной деятельности».
«Менеджмент увольняет людей и при наличии профсоюзов, – добавляет Тим Шэмбл. – Если кто-то плохо работает, это можно задокументировать и потом представить как доказательство. Вопрос тут в другом: может ли менеджмент уволить тебя, вообще ничего не объясняя? Когда у тебя есть профсоюз, твои права, которые тебе гарантирует конституция, защищены на практике. Менеджер не может тебя просто так уволить – профсоюз гарантирует, что если тебя уволят, то обосновано».
Висконсин в ожидании
Пятница 25 февраля – последний день, когда законодатели штата Висконсин могут проголосовать за новый бюджет. Если они не найдут возможность его сбалансировать, бюджетный дефицит в штате уже к концу июня составит 3,6 миллиардов долларов. Губернатор Уокер отказывается идти на уступки. А сенаторы демократы по-прежнему скрываются в Иллинойсе. Как сообщают американские СМИ, в четверг 24 февраля домой к некоторым из них нагрянула полиция – видимо, чтобы они задумались о возвращении…