В статье Фатимы Тлисовой “США – Россия: ядерное сотрудничество” указыватеся что Вашингтон и Москва обязаны более активно сотрудничать в сфере ядерной безопасности. Это главный вывод, сделанный российско-американской группой экспертов.
Институт Брукингса (Brookings Institution) – один из старейших исследовательских центров в Америке, считается, что эта организация оказывает значительное влияние на государственную политику США.
В прошлом году, при посредничестве Института Брукингса, был начат диалог между американскими и российскими экспертами. В «американскую» группу, в частности, вошли бывший Госсекретарь США Мадлен Олбрайт и директор Института Брукингса Строб Тэлботт, в состав «российской» – бывший министр иностранных дел Игорь Иванов и директор Института мировой экономики и международных отношений Александр Дынкин. В рамках диалога предполагается выработать стратегию дальнейшего взаимодействия между Россией и США для укрепления режима ядерной безопасности и нераспространения ядерного оружия.
Строб Тэлботт рассказал, что особенность группы заключается в том, что большинство ее участников имеют опыт работы во властных структурах, обладая в то же время достаточной независимостью и дипломатическими навыками. Что, по мнению Тэлботта (до перехода в Институт Брукингса он занимал пост заместителя госсекретаря США), способствует наибольшей эффективности диалога.
«Соединенные Штаты и Россия имеют взаимный интерес в возобновлении серьезного контроля над вооружениями и более широкого, глубокого и ответственного сотрудничества в области ядерного нераспространения. С окончанием «холодной» войны умножились взаимные интересы США и России, но проблемы безопасности остаются наиболее важными, – сказал Строб Тэлботт. – Взаимодействие в области разоружения и ядерной безопасности будет способствовать еще большему укреплению связей между странами во всех остальных областях сотрудничества».
Он также отметил своевременность выработки стратегии ядерного сотрудничества США и России, имея в виду важность личных отношений между лидерами государств и влияние этого на общий климат в отношениях Москвы и Вашингтона. Тэлботт отметил, что сегодняшним хозяевам Белого дома и Кремля удалось наладить дружеский контакт. Он напомнил присутствующим об апрельском выступлении Дмитрия Медведева в Институте Брукингса, в котором российский президент подчеркнул стремление страны к большей интеграции в международные структуры и, в особенности, в области безопасности.
Тэлботт также отметил существенное улучшение в отношениях между странами по сравнению с августом 2008 года. «Россия сотрудничает с международной коалицией в Афганистане: 30 процентов поставок войскам коалиции поступают через Россию. Россия выступила успешным переговорщиком, оказывая давление на Иран в ядерной проблеме. Она воздержалась от поставок Ирану ЗРК С-300», – отметил Строб Тэлботт.
Вместе с тем он напомнил, что перед Сенатом США стоит вопрос о ратификации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), подписанного президентами двух стран в апреле. Тэлботт считает, что договор будет одобрен Сенатом в начале 2011 года. «Очень важно держать Вашингтон и Москву в контексте обсуждения будущих планов до вступления договора в силу», – сказал Строб Тэлботт.
Рекомендации
Этой задаче служит отчет группы экспертов Института Брукингса, состоящий из четырех разделов рекомендаций.
В первом разделе продвигается идея необходимости преварительных интенсивных консультаций между США и Россией, как фундамента для официальных переговоров, которые начнутся со вступлением в силу нового договора.
Второй раздел рекомендаций посвящен сотрудничеству в области противоракетной обороны (ПРО). При этом Тэлботт отметил, что сейчас, в отличие от времен «холодной» войны, в США наблюдается больше неуверенности, чем в России. «Если бы сторонам удалось наладить искренние взаимоотношения в этой области – и не только США и России, а даже НАТО и России – то это позволило бы серьезно изменить правила игры», – отметил Строб Тэлботт.
Третий раздел содержит рекомедации по котролю над расщепляющимися материалами, и в этой области, благодаря уже действующим программам США и Россия достигли «золотых стандартов», считает Тэлботт. По его мнению, следующая задача двух сторон – найти пути внедрения выработанных механизмов успешного сотрудничества в отношениях с остальными 40 странами-участниками Саммита по ядерной безопасности, прошедшего в Вашингтоне в апреле.
Рекомендации по усилению режима ядерного нераспространения – тема четвертого раздела отчета. Здесь также отмечается необходимость построения более доверительного сотрудничества.
Рекомендации призваны помочь двум странам выявить и предупредить возможные риски и стать фундаментом для совместной работы.
Брайтон Бич Новости : Вопрос насколько сейчас актуальны данные задачи и возможности “доверительного сотрудничества” с сегодняшним руководством России, в свете того что :
1 Большинство российских изданий не могут определиться – кто реально руководит огромной страной, Путин или Медведев , и насколько легитимна такая власть.
2. Шпионов – фактически диверсантов, работавших против США награждают правительственными наградами в России.
3. Россией обьявлены плана модернизации стратегических ракет и армии.
4. Продолжается фактическая окупация территории Грузии и не выполняются подписанные ранее договора по выводу войск.
Нестан Чарквиани в статье для Голоса Америки “Спор мидов” сообщает:
МИД России заявил, что c выводом войск из грузинского села Переви Москва выполнила все пункты соглашения о прекращении огня. С этим категорически не согласен МИД Грузии.
В частности, в заявлении МИДа РФ говорится, что после того, как российские солдаты покинули Переви, Россия выполнила все пункты соглашения о прекращении огня от августа 2008 года, которое подписали президенты Саакашвили, Саркози и Медведев.
«С выводом российского пограничного поста из населенного пункта Переви вопрос о мнимом невыполнении нами договоренностей Д.А.Медведев – Н.Саркози окончательно закрыт. Границы Республики Южная Осетия и Республики Абхазия надежно охраняются российскими пограничниками на основе двусторонних соглашений с этими государствами от 30 апреля 2009 года», – говорится в сообщении, опубликованном на веб-странице российского МИДа 19-го октября.
«Надеемся, что этот шаг российской стороны,направленный на снижение напряженности на границах Грузии и Южной Осетии, получит адекватную и конструктивную реакцию с грузинской стороны и от международного сообщества», – сказано в заявлении МИДа РФ.
Реакция Грузии
Реакция грузинского МИДа была незамедлительной. В заявлении, опубликованном спустя несколько часов после распространения заявления российского МИДа, грузинское внешнеполитическое ведомство выразило категорическое несогласие с позицией Москвы.
«Российская Федерация пытается представить вывод оккупационных войск из села Переви как полноценную имплементацию соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Хотя реальность такова, что под оккупацией России находится 20 процентов территорий суверенной Грузии, а на оккупированных территориях расположены несколько военных баз и около 10 тысяч военнослужащих. На оккупированных территориях продолжается грубое нарушение прав человека, а сотням тысяч беженцев и вынужденно перемещенным лицам не дается возможность достойно и безопасно вернуться в собственные дома. Вместе с тем, Российская Федерация продолжает блокировать вход международных сил на оккупированные территории, в том числе наблюдательной миссии Евросоюза и ввоз гуманитарных грузов», – говорится в заявлении МИД Грузии от 19-го октября.
«Исходя из этого, попытки России квалифицировать выход из Переви как выполнение ею взятых на себя международных обязательств, обречены на провал. Со стороны международного сообщества уже сделаны заявления, в которых России однозначно указали о необходимости полного выполнения соглашения о прекращении огня, и так будет продолжаться до полной деоккупации суверенной территории Грузии», – говорится в заявлении МИД Грузии.
Международная реакция
Вывод российских войск из грузинской деревни приветствовала Еврокомиссар по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон. «С нетерпением ждем дальнейшего продвижения, чтобы в полной мере было осуществлено Шестипунктовое соглашение, достигнутое при посредничестве Евросоюза 12 августа 2008 года и мероприятия по его выполнению, которые датированы 8 сентября 2008 года», – заявила Эштон 18 октября.
Напомним, что один из пунктов данного соглашения учитывает отвод войск на позиции, которые они занимали до войны в августе 2008 года.
В то же время, 19-го октября президент Франции Николя Саркози на пресс-конференции в французском городе Довель, где проходила встреча глав Франции, России и Германии, приветствуя вывод российских сил из Переви, призвал Грузию подписать соглашение о неприменении силы с сепаратистскими регионами, а Россию – допустить международных наблюдателей на территории отколовшихся от Грузии регионов.
Вопрос соглашения о неприменении силы является одним из ключевых требований, которое российская сторона и представители отколовшихся регионов предоставляют Грузии на женевских переговорах. Однако, Грузия отказывается подписать такое соглашение с Абхазией и Южной Осетией, так как утверждает, что они не являются сторонами конфликта, но в то же время выражает готовность оформить документ о
неприменении силы с Россией, которая в свою очередь отказывается признать себя стороной конфликта.
Позиция США в связи с данным вопросом совпадает с позицией Тбилиси. Делегация США заявила на 11-ом раунде дискуссий в Женеве, что соглашение о прекращении огня от августа 2008 года «уже формирует обязательства сторон о неприменении силы». Тем не менее, представители США на Женевских переговорах в июне 2010 года, заявили, что в случае оформления документа, он также должен быть подписан и Россией.
«Еще одно соглашение о неприменении силы между сторонами, включая Россию, улучшит обстановку на месте в том случае, если оно решит проблемы всех сторон», – заявила делегация США во время 11-ой встрече в Женеве.
Взгляд из Тбилиси
Бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили, директор центра стратегических исследований и председатель Атлантического совета Грузии в своем комментарии для «Голоса Америки» сказал, что факт вывода российских войск из Переви, «надо приветствовать» исходя из того, что в сложившейся довольно сложной ситуации необходимо отмечать «любой, даже маленький позитив». Тем не менее, Менагаришвили заявил, что его многолетний опыт общения с российскими политиками, мешает ему отделаться от впечатления, что Россия предприняла данный шаг «в связи с теми событиями, которые происходят на других сценах в мире».
«Во время встречи глав Германии, Франции и России в Довеле, так же как и во время других контактов российских высокопоставленных лиц с западными партнерами, безусловно, вопрос российско-грузинских отношений стоял бы в повестке дня, – сказал бывший глава грузинского МИДа, – после вывода войск из Переви, у России появились основания для утверждения, что она действует конструктивно и что что-то сдвинулось с мертвой точки», – пояснил Менагаришвили.
В то же время, Менагаришвили отметил, что если за выводом войск из Переви последуют шаги «конструктивного характера», то тогда возникнут основания думать, что в политике России по отношению Грузии действительно стало что-то меняться и «наблюдается движение в сторону выхода из создавшейся тупиковой ситуации».
«Если же конструктивных шагов не последует, то остается лишь думать, что действия России в Переви были связаны лишь с политической коньюктурой, и не более того», – заключил эксперт.
Директор института политологии Тбилисского государственного университета профессор Малхаз Мацаберидзе считает, что своими действиями Россия создала «очень опасный прецедент».
Мацаберидзе полагает, что исходя из того, что деревня Переви не входила в состав Южноосетинской автономии, Россия считает, что осуществила «полную деоккупацию Грузии». Однако, согласно мнению эксперта, подобное отношение ошибочно. «12 августа, когда было подписано соглашение о прекращении огня, Россия приняла на себя обязательство отвести свои войска на довоенные позиции», – отметил эксперт.
«Страна, которая является постоянным членом Совета безопасности ООН, вторглась в Грузию, самовольно расчертила границы в суверенной стране, а затем оккупированные собой же территории признала независимыми. Учитывая принципы международного права, подобные прецеденты недопустимы», – отметил политолог
Наблюдатели: Россия не выполнила план Медведева-Саркози
Россия должна вернуться на позиции, которые занимала до августа 2008 года, поскольку с выводом российских военнослужащих из села Переви Сачхерского района Грузии соглашение о прекращении огня не может считаться выполненным российской стороной. Как передает РИА “Новости”, об этом заявил руководитель Миссии наблюдателей Евросоюза в Грузии Ханс-Йорг Хабер. Накануне официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко заявил, что с выводом российских пограничников из села Переви “вопрос о том, что Россия якобы не выполняет план Медведева-Саркози, окончательно закрыт”.
“Такое заявление с российской стороны ожидалось. Это позиция России, а не Евросоюза. Мы считаем, что соглашение из шести пунктов пока не выполнено до конца. Вывод войск – это первый шаг к выполнению этого соглашения. Россия должна вернуться на позиции, которые занимала до войны”, – заявил Хабер.
Грузинский МИД, в свою очередь, заявил накануне, что вывод российских военных из Переви – “микроскопический шаг в правильном направлении”. Внешнеполитическое ведомство Грузии также призвало Россию к уважению норм и принципов международного права.
Решение о выводе войск из грузинского села было принято по итогам очередного раунда российско-грузинских переговоров, проходящих в Женеве при посредничестве международных организаций. Вечером 18 октября грузинские полицейские взяли Переви под свой контроль после того, как его покинула последняя группа российских военных. Как заявил журналистам официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили, “грузинская полиция полностью контролирует село”. При этом в МВД Грузии опасаются, что российские военные могли оставить в селе мины. Во вторник саперами будет проведен тщательный осмотр территории.
Вывод российских войск с грузинских территорий предусматривало соглашение президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози, достигнутое осенью 2008 года. Во время войны российская сторона выставила в селе свой блокпост. В декабре 2008 года российские пограничники уже оставляли населенный пункт Переви, поскольку он находится на спорной территории, не входившей ранее в административные границы Южной Осетии.
Президент России подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии в конце августа 2008 года, вскоре после окончания военных действия. Независимый статус двух республик с тех пор, кроме России, признали только Никарагуа, Венесуэла и республика Науру, карликовое государство в Микронезии. Как сообщали СМИ, со всеми этими странами Россия одновременно подписала соглашения о предоставлении крупных кредитов. Все остальные государства мира, а также официальный Тбилиси по-прежнему считают Южную Осетию и Абхазию частью Грузии, оккупированной российскими войсками.
Статья и обсуждение на grani.ru