Россия и Америка в политической карикатуре
В санкт-петербургском музее политической истории России открылась выставка «Россия – США: политическая карикатура вчера и сегодня». В подготовке выставки приняло участие Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге.
Посетители могут проследить историю политической карикатуры США на протяжении двух с половиной столетий. Экспозиция открывается знаменитым рисунком Бенджамина Франклина «Присоединись или умри» (1754г.). Так один из авторов американской Конституции призывал различные штаты к объединению во имя Независимости:
Российская политическая карикатура начинается с лубочных изображений времен русско-японской войны. И здесь уже видны антиамериканские настроения. Например, на одном рисунке карикатурный «Дядюшка Сэм» явно подзуживает японцев к военным действиям против Российской империи.
Заведующий отделом изобразительных источников Музея политической истории России Алексей Бойко отмечает, что политические карикатуры советского периода изображали, в основном, внешних врагов – «империалистов», «поджигателей войны» их «приспешников», в то время, как американские художники выбирают в качестве объекта иронии, в основном, собственных политиков. Ситуация стала меняться с началом «перестройки», когда в советской печати стали появляться сатирические рисунки, изображающие покойных вождей. Так под карикатурой на Леонида Брежнева, изображающей генсека в виде шахматного короля, приведена его же цитата «…не может быть партийным руководителем тот, кто теряет способность критически оценивать свою деятельность, оторвался от масс, плодит льстецов и подхалимов, кто утратил доверие коммунистов» (аплодисменты).
Российская политическая сатира последних лет представлена муляжами Бориса Ельцина и Геннадия Зюганова из программы «Куклы» (закрытой после избрания президентом России Владимира Путина):
И пародией на плакат времен Гражданской войны «Ты записался добровольцем?», где фигурирует сам второй президент РФ: «Ты записался в антитеррористическую коалицию?»
На открытие выставки приехал известный американский карикатурист Кевин Каллахер, который с 2006 году публикует свои рисунки в каждом номере журнала “Economist” под псевдонимом КЭЛ. Обычно, работа над карикатурой занимает у него до 8 часов. Но для первых посетителей выставки он нарисовал шарж на Ала Гора за… 2 минуты.
Кевин Каллахер лично знаком со многими американскими политиками, и они получаются у него лучше всего.
Но иногда объектами его иронии становятся и иностранные лидеры. Вот сам художник рядом со своей давней работой «Горби и Ронни»:
Среди последних сюжетов КЭЛа – глобальный экономический кризис, начавшийся в США, и затронувший практически все страны мира:
И разлив нефти в Мексиканском заливе:
На вопрос корреспондента «Голоса Америки» высказывают ли власти США недовольство его работами, художник ответил: «Нет! Я встречался со многими нашими лидерами, и они говорили, что мои карикатуры помогают им узнать настроения народа. Хотя в письмах, которые приходят от читателей «The Economist» содержится немало критики в мой адрес. Но это – абсолютно нормальная реакция людей в свободной стране», – говорит художник.
Выставка «Россия – США: политическая карикатура вчера и сегодня» продлится до середины ноября.
Оригинал статьи на VOA