Депутаты от партии “Единая Россия” вносят в Госдуму законопроект, который существенно ужесточает правила работы российских некоммерческих организаций, имеющих зарубежные источники финансирования, если их деятельность связана с политикой. Авторы этого законопроекта апеллируют к американскому опыту: в США существует закон о регистрации “иностранных агентов”.
Насколько обоснованы эти ссылки российских законодателей на зарубежный опыт и можно ли проводить параллели с Россией? На вопрос Радио Свобода отвечает политолог-американист Андрей Пионтковский:
– Этот закон, если мне не изменяет память, был принят во времена рузвельтовской администрации в 1938 году, чтобы препятствовать активной деятельности гитлеровской агентуры в США. Поэтому ссылки на этот закон довольно забавны в том плане, что они невольно сравнивают Обаму с Гитлером, то есть – угрозу Гитлера Америке с угрозой Обамы современной России. Для объективности надо сказать, что во времена маккартизма положения этого закона использовались против левых организаций, в частности, Компартии США. Но это был довольно кратковременный период. Маккарти был позорно развенчан в сенате. С тех пор вообще об этом законе не вспоминали. Во всяком случае, применения его не было в последние десятилетия, в течение которых я достаточно внимательно наблюдаю американскую политическую жизнь.
В США организация не может рассматриваться как агент иностранного влияния. Кроме этого рузвельтовского закона, наши апологеты нового законодательства ссылаются на закон о лоббизме. Вот этого сколько угодно в США. У них это довольно забавное явление. Совершенно открыто можно зарегистрировать себя лоббистом иностранного государства. Например, там есть масса лоббистов Путина. Знаменитая фирма, которая занимается продвижением бренда РФ на американский рынок. Косвенно лоббистами являются такие крупнейшие фигуры как, например, Киссинджер. Имеется такая группа мыслителей-мудрецов – Киссинджер-Примаков, которая в основном финансируется российским бизнесом. Она зарегистрирована в США. Например, другой госсекретарь США, Хейг, был совершенно открытым лоббистом Туркменбаши. И даже известно, что его вознаграждение, достаточно скромное по американским масштабам, было 100 тыс. долларов в год. Были лоббисты кого угодного. Единственное, что нужно – зарегистрироваться.
Если вы лоббируете иностранное государство и получаете от него за это деньги, не зарегистрировавшись как лоббист, это нарушение американского законодательства. Но у нас все переворачивается с ног на голову. Все эти аналогии предлагаются, чтобы внушить, что наши правозащитные организации лоббируют интересы США. Но эти гранты, которые они получают, совершенно открыто публикуются на сайтах. Они направляются на совершенно конкретные задачи. Например, что вызвало наибольшее возмущение Кремля? То, что “Гражданин наблюдатель” и другие организации получали гранты из разных западных институтов на контроль за соблюдением законов при проведении парламентских и президентских выборов. Но, извините, мне все-таки кажется, что это деятельность в интересах Российской Федерации. Мы как граждане и государство в целом должны быть заинтересованы в законности, убедительности, легитимности собственных выборов. Это не является продвижением каких-то целей США в России.
Svoboda.org Андрей Пионтковский – о российских правозащитниках и американских лоббистах
Все права защищены (с) РС. Печатается с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101 Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США
Russian New York News – Manhattan, Brooklyn, Queens, Staten Island, Bronx, New Jersey