Комментируя новый российский закон о НКО, который предусматривает, что организации, получающие западные гранты должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов», президент Владимир Путин сослался на опыт США.
Выступая на Селигере он сказал: «Полагаю, что мы в России можем иметь такой же закон, который был принят и действует в Соединенных Штатах Америки еще в 1938 году. Почему они оградили себя соответствующим образом от влияния из-за рубежа и используют этот закон на протяжении десятилетий? Почему мы в России не можем этого сделать? (…) Что плохого в том, что тот, кто получает финансирование из-за рубежа и занимается внутри страны политической деятельностью, должен зарегистрироваться в качестве иностранного агента? Если иностранцы платят за политическую деятельность в нашей стране, то они, видимо, рассчитывают на какой-то результат».
Однако американский закон никогда не регулировал деятельность НКО. Изначально он был призван регулировать пропаганду иностранных держав, позднее стал одним из инструментов упорядочивания деятельности иностранных лоббистов.
Полное название закона 1938 года, о котором говорит Владимир Путин – «Закон о регистрации иностранных агентов» (The Foreign Agents Registration Act). В США он более известен по аббревиатуре – FARA.
Корни закона
В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Пять лет спустя Германия аннексировала Австрию и поглотила Чехословакию. Мир оказался на пороге новой мировой войны.
Нацистские и пронацистские партии были крайне активны во многих государствах мира, в том числе и в США, где жило много выходцев из Германии. Они занимались пропагандой, агитацией и лоббистской деятельностью.
В октябре 1933 года известная американская PR-компания Carl Byoir and Associates (по иронии судьбы ее основатель и директор Карл Байор был евреем) заключила соглашение с государственным Германским туристическим агентством, которое было заинтересовано в привлечении американских туристов и готово было заплатить за помощь 108 тыс долларов. Интересы агентства в США представлял известный американский журналист и поэт немецкого происхождения Джордж Вьерек, который и подписал контракт. Однако авансовый платеж – 4 тыс долларов – был произведен со счета германского консульства в Нью-Йорке. Эти средства были израсходованы на улучшение имиджа Германии в США и на опровержение сообщений об антисемитской политике нацистов.
В 1934 году разразился скандал. О сделке между Carl Byoir and Associates и Германией стало известно в результате расследования Конгресса. Конгрессмены сочли, что речь идет о скрытой антиамериканской пропаганде и возможно о шпионаже. Конгрессмен Райт Патмэн назвал Карла Байора «американским гражданином, который втащил гитлеровского троянского коня в нашу страну». Контракт Carl Byoir and Associates с Германией был немедленно расторгнут. В результате расследования ФБР не было выявлено нарушений со стороны Carl Byoir and Associates (расследование было завершено осенью 1940 года).
В Соединенных Штатах была крайне активна и германская агентура, которая, в отличие от пропагандистов, действовала скрытно. В конце 1937 года произошло знаковое событие. В Нью-Йорке работала компания Carl L. Norden, выпускавшая суперпередовые и поэтому сверхсекретные прицелы для бомбометания, изобретенные основателем фирмы – Карлом Норденом. Сотрудник Carl L. Norden – эмигрант из Германии Герман Ланг передал агенту германской военной разведки – майору Николаусу Риттеру все чертежи этого устройства. Ланг категорически отказался от предложенного вознаграждения, заявив, что хочет помочь родной стране. Германские бомбардировщики, которые наводили ужас на противника в начале Второй мировой войны, были оснащены прицелами, изготовленными в Германии по украденным американским чертежам.
Масштабы нацистской пропаганды в США, рост числа организаций, которые тайно Берлином, и участившиеся похищения американских технологических секретов германскими шпионами, привели к тому, что Конгресс решил вмешаться. В 1938 году был принят Закон о регистрации иностранных агентов – стоит заметить, что первый федеральный закон, регулировавший деятельность лоббистов, действующих в интересах американских юридических и физических лиц, появился через восемь лет.
Изначально предполагалось, что FARA должен упорядочить ситуацию с публикацией нацистской пропаганды в США. Неприкосновенность свободы слова и право высказывать любую точку зрения защищены Конституцией Соединенных Штатов, поэтому закон лишь предусматривал, что организация или физическое лицо, занимающая выполнением каких-либо тайных заданий иностранного государства, должно официально сообщить об этом и пройти соответствующую регистрацию (сперва в Госдепартаменте США, с 1943 года – в Министерстве юстиции).
Для обозначения таких организаций и физлиц в законе использовалось слово «агент», которое, однако, в английском языке – в отличие от русского – не имеет негативной коннотации.
В годы Второй мировой войны американские суды рассмотрели 23 дела, фигуранты которых обвинялись в нарушении FARA. За нарушение этого закона в 1942 году был осужден упоминавшийся выше Джордж Вьерек, который основал издательство, публиковавшее материалы, обелявшие действия нацистской Германии (стоит добавить, что в начале 1920-х годов Вьерек оказался одним из первых американских журналистов, проинтервьюировавших Гитлера, он никогда не скрывал своей симпатии к нацизму). Вьерек вышел на свободу в 1947 году.
В 1966 году закон был изменен. Конгресс США принял решение, что кроме борьбы с пропагандой враждебных режимов, он должен регулировать деятельность иностранных лоббистов. Любопытно, что тогда из текста закона пропало слово «пропаганда», которое было заменено на «информационные материалы».
Правоприменение
Важно добавить, что под действие FARA никогда не попадали бизнес-структуры, некоммерческие и благотворительные организации, дипломаты, адвокаты, преподаватели, журналисты и пр.
Согласно закону, соответствующим образом должны регистрироваться люди или структуры, которые отвечают четырем критериям: вовлечены в политическую деятельность; действуют в интересах иностранного заказчика; запрашивают или распространяют в США любого рода ценности в интересах иностранного заказчика; и представляют интересы иностранного заказчика перед любым агентством или официальным лицом США.
Случаев применения Закона о регистрации иностранных агентов относительно немного. Однако стоит привести ряд показательных примеров.
Так, к ответственности была привлечена американская PR-компания, которая за 11 млн долларов организовала серию демонстраций в поддержку шаха Ирана, который прибыл в США с официальным визитом. Деньги были выделены иранским правительством.
Благодаря FARA была сорвана сделка, в рамках которой власти ЮАР пытались приобрести влиятельную вашингтонскую газету The Washington Star (обанкротилась в 1981 году), чтобы защищать от критики режим апартеида.
Этот закон также позволил привлечь к ответственности южнокорейского бизнесмена, который всячески ублажал и даже пытался подкупать американских чиновников и законодателей в интересах правительства Южной Кореи (позднее стало известно, что он был агентом южнокорейских спецслужб).
Вероятно, наиболее громкая история произошла в 1980 году, когда выяснилось, что родной брат президента США Джимми Картера – Билли – получал деньги от Ливии. После начала официального расследования, Билли Картер зарегистрировался как агент иностранного государства. В рамках этого дела уголовной ответственности никто не понес, однако Министерство юстиции резюмировало, что брат президента США лгал официальным лицам Соединенных Штатов о своих связях с режимом Каддафи.
Российские агенты в США
Одними из нарушителей FARA стали члены агентурной сети российской разведки (среди них наиболее известна Анна Чапман).
Однако в США действуют и официально зарегистрированные агенты России. Министерство юстиции США периодически публикует соответствующую информацию. Последний доклад, доступный на сайте Министерства, был опубликован в июле 2011 года.
Согласно данным доклада, на тот момент в США действовал 1751 агент иностранных заказчиков. Некоторые из них выполняли российские заказы.
Так, компания Daniel J. Edelman, получила 107,5 тыс долларов за пропаганду российских высоких технологий. Компания Endeavor Law Firm получила 260 тыс долларов от российского предпринимателя Олега Дерипаски и неуказанную сумму от МИДа России за предоставление Дерипаске многоразовой американской визы и налаживание его контактов в США. Компания Global Strategic Communications Group в США представляла интересы российской партии «Родина». Компания Ketchum получила более 4 млн долларов за продвижение интересов «Газпрома». Компания Venable оказывала влияние на американских политиков и экспертов, вовлеченных в обсуждение вопросов евразийской энергетической политики.
Алекс Григорьев VOA.GOV