Восьмой день суда по делу Pussy Riot в Хамовническом суде Москвы. 8 августа подсудимые выступили с последним словом. После этого судья Сырова назвала дату оглашения приговора: 17 августа, 15 часов. Между тем, в защиту девушек выступают все больше известных людей.
Сайт Радио Свобода вел онлайн-репортажи из зала суда.
10:30. У Хамовнического суда очередь из журналистов. Видимо, в зал попадут не все. Надеемся, что корреспондент Радио Свобода сможет вести твиттер-репортаж из зала.
12:03. Заседания должно было начаться в 11:30. Подсудимые, адвокаты, журналисты уже в зале. Пришли родители Марии Алехиной, отец Екатерины Самуцевич. Муж Надежды Толоконниковой Петр Верзилов не успел на заседание. Ждут судью.
12:08. Появилась судья Марина Сырова. Надежда Толоконникованачала выступать с последним словом.
12:09. Толоконникова зачитывает фактически политическое кредо группы Pussy Riot – говорит о том, что именно не устраивает членов панк-группы в устройстве российского государства и общества: авторитаризм, ущемление прав человека, лицемерие руководителей страны и церкви. “Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но, лукавя, грешат больше нашего… Использование силовых методов для регулирования социальных протестов – нас это не устраивает. И вынужденная гражданская пассивность большего числа населения тоже. Посмотрите, что говорит патриарх: “Православные не ходят на митинги!”. Нас это раздражает. И компания против нас в СМИ”.
12:18. Толоконникова благодарит всех, кто выступает в поддержку подсудимых. Среди них, говорит она, много православных. Некоторые молятся за членов панк-группы непосредственно у зала суда…
Толоконникова: “С каждым днем все больше и больше людей понимает, что если система так ополчилась на трех девочек, которые 30 секунд выступили в храме, это означает, что система боится той правды, которую мы сообщаем. Правда торжествует над ложью. Физически мы здесь, но фактически мы свободнее, чем люди, которые нас судят. Мы можем говорить то, что думаем, а они нет. Они не могут сказать, что система ополчилась на нас за то, что мы выступили против Путина: им это запрещено…”
12:23. “Хочется рыдать, когда видишь, как приемы средневековой инквизиции применяются в России, которая – наша страна. Но мы разучились плакать”…
12:25. “Нам раз за разом отказывают в удовлетворении ходатайств. Прокурор искажает наши слова. Нас лишают возможности общаться с адвокатами. Лишают возможности изучать доказательства…
…Слушайте нас, а не Аркадия Мамонтова. Не позволяйте искажать наши слова… Мы сейчас в клетке, но я не считаю, что мы потерпели поражение. Так и диссиденты не были проигравшими, хотя их сажали в тюрьмы, в психбольницы… Я, как Солженицин верю, в то, что слово в итоге разрушит бетон.
Цена соучастия в истории иногда непомерно велика для человека, но участвовать в этом – большая честь”.
12:34. Толоконникова: “Мотив вражды и ненависти в ходе суда не доказаны. Об отсутствии каких-либо проявлений ненависти и вражды с нашей стороны говорили все свидетили. Психолого-психиатрическая экспертиза, проведенная со мной в тюрьме по решению следствия, показала, что главные черты моей личности – гуманизм, стремление к свободе, справедливости”…
Свою речь Толоконникова заканчивает стихами – цитатой из репертуара их группы. “Откройте все двери,снимите погоны, почувствуйте с нами запах свободы”.
Собравшиеся ей аплодируют. Судья обрывает: “Здесь не театр”.
12:39. Последнее слово Марии Алехиной. Говорит о том, что их протест направлен не против лично Путина, а против той системы, которую он олицетворяет.
12:41. Примером того, как пытаются “смирить” людей в стране, считает обращение с “трудными подростками”. Она в качестве волонтера работала с такими детьми. Рассказывает: стоит ребенку хоть один раз попытаться сбежать из детского дома, как его сразу помещают в психбольницу, сажают на сильные психотропные препараты. И этим многократно усиливают озлобление.
12:43. Говорит о забитости и пассивности российских людей – на примере своего участия в экологическом движении. “Почему людям нет дела до того, что разрушается реликтовый заповедник в Краснодарском крае? Да они будут молчать даже если к их собственному дому подъедет экскаватор и начнет его сносить…”
12:45. Проведя почти полгода в СИЗО, говорит Алехина, поняла, что это – микромодель устройства всей страны: “Бесправие, зависимость от начальства, незнание, куда обратиться, бессилие”…
12:47. “Очень жаль, что, реагируя на наши действия, власти совершенно не учитывают исторический опыт проявлений инакомыслия”, – говорит Алехина.
12:51. “Наше искреннее извинение назвали “так называемым извинением”. Но лично для меня этот процесс имеет статус “так называемого”. Меня можно лишить только “так называемой” свободы – только такая и существует в Российской Федерации. А моей внутренней свободы меня не лишить”, – завершает свою речь Мария Алехина. Снова аплодисменты – и снова судья Сырова, уже более резко, их обрывает.
12:53. Последнее слово Екатерины Самуцевич. Она начинает в анализа того, для чего авторитарному режиму Путина потребовалось использовать “эстетику православия”, хотя в его распоряжении были и другие инструменты. Описывает, как тщательно в головы населения вдалбливался образ “православной власти” – доброй и заботливой.
“Наше выступление разрушило этот долго создаваемый медийный образ, – говорит Самуцевич. И продолжает: – У нас светское государство, и слияние власти и РПЦ должно пресекаться”.
12:56. Она считает, что Путин должен задуматься о том, что ему давно пора взять самоотвод.
“У меня смешанные чувства от этого процесса. Я жду обвинительного приговора. И суд мы вроде бы проиграли. Но на самом деле мы выиграли”, – завершает свою речь Самуцевич.
На этот раз судья не обрывает аплодисменты.
(Полный текст выступлений подсудимых – здесь)
13:00. Судья объявляет: оглашение приговора – 17 августа в 15 часов.
Напомним, что накануне прокурор попросил суд назначить всем троим подсудимым наказание в виде 3 лет лишения свободы в колонии общего режима. Некоторые потерпевшие через своих адвокатов выразили желание, чтобы участниц панк-молебна не лишали свободы, а назначили им условное наказание. Вот что сказал по этому поводу в коротком интервью корреспонденту Радио Свобода Светлане Павловой адвокат подсудимых Николай Полозов:
– Я не исключаю, что девушек могут приговорить к реальному заключению, поскольку суд не обязан принимать во внимание пожелания потерпевших. В конечном счете именно суд определяет размер наказания и порядок его отбывания. Но я хочу подчеркнуть, что мы с самого начала заявляли и до сих пор твердо отстаиваем позицию, что в этом деле любой приговор, кроме оправдательного, незаконный.
13:29. У здания Хамовнического суда женщина в балаклаве выкрикивала лозунги в поддержку Pussy Riot. Когда ее задерживали, она успела сообщить журналистам свое имя: Мариэтта Захарян, сценарист.
У здания попрежнему много народу. Полицейские с помощью громкоговорителя призывают граждан разойтись.
Поддержать Pussy Riot к Хамовническому суду приехал и депутат Государственной думы Дмитрий Гудков:
– Дальше терпеть эти репрессии невозможно. Сегодня на скамье подсудимых девчонки, которые совершили хулиганский поступок и которых пытаются посадить на три года. Кто будет на их месте завтра – никто не знает. Но мы прекрасно знаем, как чиновники, которые нарушают закон, не только остаются при должностях, но и получают награды. Мы должны объединиться, чтобы поменять эту политическую систему. Я понимаю, придя к суду, не сильно помог Pussy Riot, но пусть это хотя бы будет моральная поддержка.
Когда из здания суда вышли адвокаты подсудимых, собравшиеся встретили их аплодисментами. Вот что заявил адвокат Марк Фейгинпо итогам заседания:
– День начался с трёх выступлений наших подзащитных. Главное в их выступлениях – это политический манифест против авторитарного государства, против его лидера – Владимира Путина. Это протест против существования системы, отказывающейся от правосудия. Судья Сырова объявила, что приговор будет зачитан 17 августа. Власть взяла паузу, видимо, для того, чтобы окончательного согласовать свои действия. Им придётся принять тяжелейшее решение: наказать невиновных. Если Pussy Riot будет назначен реальный срок, то это продемонстрирует то, что власть определилась в своём выборе – встать на путь диктатуры. И если таким будет решение, то реакция общества последует незамедлительно.
Затем высказалась его коллега, Виолетта Волкова:
– У власти осталась лишь одна возможность сохранить лицо – постановить оправдательный приговор. Суд может войти в историю, а может в неё вляпаться. В данном случае, любой приговор, кроме оправдательного, будет значить именно это – власть вляпается в историю.
Ещё один адвокат Pussy Riot, Николай Полозов, прокомментировал итоги заседания 8 августа одним предложением:
– Вне зависимости от исхода этого суда, мы можем констатировать только одну вещь: мы победили.
Адвокаты Pussy Riot также сообщили, что 17 августа планируется провести международную акцию в поддержку участниц группы.
* * *
Певица Мадонна, давая концерт в Москве 7 августа, произнесла речь в поддержку Pussy Riot. Она назвала девушек по имени и сказала, что молится за их освобождение. Корреспондент Gazeta. ru, который был в зале “Олимпийского”, расссказал подробности. Мадонна прервала свое выступление, чтобы обратиться к своим поклонникам со словами:
“Я хочу сказать о свободе. Со мной на сцене люди со всех концов света, и мы все семья. Мы геи, натуралы и мы люди. И быть человеком – самое важное. Мне повезло, я из Америки, у нас можно выражать себя и артисту, и просто человеку, даже если люди не согласны, даже если правительство не согласно со мной. Это – демократия. И я хочу сказать несколько слов о Pussy Riot. Я не имею неуважения к церкви или правительству, но эти три девушки: Маша, Катя и Надя, уже заплатили за сделанное и я молюсь за их свободу. У них есть право быть свободными”.
Мадонна обратилась к залу с вопросом: “Вы со мной?”. “Да”, – откликнулся зал. Она повторяла свой вопрос, и с каждым разом реакция зала становилась все более одобрительной.
Когда певица повернулась спиной, публика увидела надпись Pussy Riot. Она надела черную “балаклаву” ( маску, которую носят участницы панк-группы) и исполнила песню Like a virgin.
Накануне приезда в Москву Мадонна уже сформулировала свою позицию публично.
Также письмо поддержки Pussy Riot подписал 121 депутат бундестага. Оно адресовано послу России в Германии, сообщает Русская служба BBC.
Одновременно стало известно, что Pusy Riot поддержала Йоко Оно, вдова Джона Леннона. В своем “Твиттере” она написала:
“Мистер Путин, вы мудрый человек, зачем вам бороться с музыкантами и их друзьями. Освободите Pussy Riot, оставьте место в тюрьме для настоящих преступников”.