Почти незамеченной прошла на днях новость: 18 августа “Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Белостока”. Заголовок обманчив: множества святынь в Белостоке нет, есть только одна – мощи святого младенца-мученика Гавриила. Им патриарх и поклонился, а заодно произнес речь о “нравственном упадке современного мира”. Имя Гавриила нам ничего не говорит, Белосток давно в Польше, но рассказать о младенце стоит, ибо картина открывается такая, что дух захватывает.
История это XVII века, Гавриил родился в семье православных крестьян в селе под Белостоком, а в 1690 году в возрасте шести лет был убит. В убийстве обвинили соседского еврея-арендатора, который, по версии следствия, похитил ребенка и увез его в Белосток. Там “девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь”. Кровь, естественно, добавляли в мацу, так что насчет степени объективности следствия и знания им еврейских ритуалов все понятно. Наверное, именно по этим лекалам и кроилось два с лишним века спустя дело Бейлиса. Но со свободной прессой и гражданским обществом, которые Бейлиса отбили, в XVII веке было туговато, польские предшественники Бастрыкина профессионально склеили уже групповое дело, и “преступники понесли заслуженное наказание”.
Мальчика тихо похоронили. По позднейшей версии, через 30 лет гроб “случайно” повредили, хороня другого человека, и якобы обнаружили тело нетленным. Версия сомнительная, ибо и тогда гроб лишь перенесли в склеп местной церкви, вопрос о канонизации не вставал. Несчастья Гавриила на этом не кончились: еще через какое-то время та церковь сгорела, и мощи вновь переехали – в соседний городок Заблудов.
Наверное, они находились бы там и поныне, но, как сообщает сайт Белорусской православной церкви, “в крае начало усиливаться влияние унии”, и тогда в 1755 году мощи были перенесены подальше на восток – в Слуцк. Слуцк оставался центром православия, и ему, видимо, позарез нужно было укрепить свой авторитет супротив униатов. PR-кампания проводилась по лучшим канонам: все 300 километров мощи несли крестным ходом, на раке повесили табличку, гласившую, что там покоятся “мощи младенца Гавриила… замученнаго от жидов в Белом Стоку”. Канонизирован Гавриил был только в 1820 году – тогда Слуцк уже вошел в состав Российской империи и экспансия православия стала столь же актуальной государственной задачей, как и сейчас.
Позднее останки несчастного ребенка путешествовали неоднократно по разным городам и через государственные границы, оказывались даже в музее, пока не нашли себе постоянное пристанище в Гродно под крылом Белорусской ПЦ – дочерней фирмы РПЦ МП. Тут бы и сказке конец, но в начале 1990-х годов в восточной Польше повторилась ситуация веков минувших – “начало усиливаться влияние унии”, не говоря уж о католицизме, – а в борьбе с Ватиканом РПЦ, как известно, готова лечь костьми. В данном случае в Польшу решили послать кости, и в 1992 году мощи бедного Гавриила патриархия отправила на место казни – в Белосток. Восторг еврейской общины Польши от такого подарка городу, в котором во время войны было убито 56 тысяч евреев, легко себе представить.
Справедливости ради надо напомнить, что Гавриил был не единственным христианским “святым”, канонизированным по кровавому навету. Однако католическая церковь давно деканонизировала всех подобных “святых”, ибо сохранять их в XXI веке примерно столь же прилично, как рекомендовать пастве поедать печень врагов. Но РПЦ, как известно, живет в расцвете средневековья и как ни в чем не бывало продолжает отмечать день памяти Гавриила 20 апреля (3 мая). С обязательной молитвой “Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю” и кондаком “мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей — иудеев восхищен”.
Так что патриарх заехал в Белосток не случайно. Вероятно, он хорошо понимает, что лучшего места, чем у гроба младенца, “замученнаго от жидов”, для произнесения речей об эпохе “все больше заметных антихристианских тенденций” не найти. Ибо все “антихристианские тенденции” исходят, понятно, от “агрессивного либерализма”, ну а кто платит всем этим либералам и дергает их за ниточки, тоже все знают. Неслучайно культ Гавриила Белостокского из года в год упоминается как факт антисемитизма в докладах, конечно же, Конгресса США.
А между тем в Польше есть место, где похоронены тысячи православных, погибших безвинно и мученической смертью, и называется это место Освенцим. Туда в обязательном порядке в ходе визитов в Польшу приезжают главы государств и религиозные лидеры, но как раз туда патриарх Кирилл не доехал. Возможно, потому что лежат они там вперемежку с тысячами тех, кого РПЦ МП именует по доброй православной традиции “истыми зверьми”.
Но дело не только в традициях. “Зоологический” подход к теме кровавого навета не редкость в откровениях некоторых клириков РПЦ МП. Так, комментируя визит патриарха, протодиакон Андрей Кураев прямо объяснил, что “говорить, что еврей не мог на мальчика покуситься, это попахивает определенного рода расизмом”(?). За пастырями поспевает и паства – особенно та ее часть, которая кормится из госбюджета: в сообщении государственного телеканала “Россия” открытым текстом говорилось, что “Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен”. (И это висело на официальном сайте программы “Вести” несколько часов, пока кто-то не спохватился.)
В заключение прошу считать данную статью явкой с повинной в СК с признанием в разжигании розни и возбуждении ненависти к группам граждан “жулики, зарабатывающие на человеческом страдании” и “антисемиты”.
Члены Совета по правам человека при президенте выступили с заявлением в связи с приговором участницам группы Pussy Riot, сообщает РИА “Новости”.
По мнению членов совета, решение суда подрывает один из основополагающих правовых принципов, согласно которому уголовное наказание может быть назначено только за действия, запрещенные уголовным законом. “Неужели наш правоприменитель не знает, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением?” – пишут члены СПЧ. Как говорится в тексте заявления, уголовное дело вызвало целый ряд вопросов, в частности, почему подсудимым определили одинаковые сроки заключения и почему наказание не могло быть условным.
Под заявлением подписались 17 членов совета, среди которых Людмила Алексеева, Валентин Гефтер, Алексей Головань и Игорь Юргенс.
После вынесения приговора Высший церковный совет РПЦ проявил власти проявить милосердие к участницам Pussy Riot. “Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий”, – говорится в заявлении высшего совета.
17 августа судья Хамовнического суда Москвы Марина Сырова приговорила участниц группы к двум годам заключения в колонии общего режима за февральский панк-молебен в храме Христа Спасителя. Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич признаны виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной вражды и ненависти (ч. 2 ст.213 УК). После оглашения приговора в зале раздались крики “Позор!”.
Прокурор просил приговорить подсудимых к трем годам лишения свободы. Суд учел смягчающие обстоятельства – наличие у двоих подсудимых несовершеннолетних детей, положительные характеристики и отсутствие судимостей. Суд также учел мнения потерпевших, которые не настаивали на суровом наказании для подсудимых, отмечается в приговоре. Вместе с тем судья Сырова считает, что “достижение целей наказания” возможно только в случае лишения свободы. “Учитывая степень общественной опасности, суд считает невозможным изменение категории преступления на менее тяжкую”, – отметила Сырова.