Дело Pussy Riot как операция прикрытия.
В августе Левада-центр опубликовал данные соцопроса, согласно которым сегодня только 47% россиян лояльны по отношению к президенту России. Впервые, как отметили СМИ, менее половины респондентов, высказались о Владимире Путине благоприятно. Даже во времена принятия закона о монетизации льгот в 2005 году этот показатель был выше (55%). А в 2008-м доходил до 80%.
А вот другая статистика. И тоже Левада-центра. Накануне вынесения приговора в Хамовническом суде Москвы по делу Pussy Riot 44% респондентов в целом согласились, что суд над участницами панк-молебна в Храме Христа Спасителя проходит «справедливо, объективно и беспристрастно». Есть ли связь между этими цифрами: 47% – лояльность президенту, и 44% – доверие судебному процесса? На мой взгляд, да. И она – опосредованно, конечно, – отражает стремление власти в условиях ее делегимитизации как-то сплотить тающий, как весенний снег, электорат, и отвлечь общественное мнение на громкие, но не имеющие отношения к глубинным социально-экономическим процессам, события.
Посмотрите, как технично увели прокремлевские СМИ тему антипутинского протеста Pussy Riot в удобное русло разжигания межрелигиозной вражды и богохульства. Авторы многих российских телерепортажей о вынесении приговора в Хамовническом суде удивительно дружно умалчивали об антипутинской природе панк-молебна. Эффект налицо: некоторые россияне, особенно представители старшего поколения, до сих пор уверены, что эпатажная выходка музыкантов не имела никакой антипутинской подоплеки, а имела целью оскорбить только церковь и верующих.
Более того, возьмусь утверждать, что громкий, скандальный процесс над Pussy Riot оказался объективно выгоден власти в условиях падения рейтингов и размывания «сакральности» образа самого Владимира Путина.
В прессе уже много писалось, что Путин и его администрация понесли колоссальные имиджевые потери как внутри страны, так и за рубежом из-за процесса над участницами панк-группы. Нет числа звездам мирового шоу бизнеса, которые призывали Кремль освободить трех девушек, заключенных под стражу еще до суда. Хотя довольно спорным оказывается сам факт этой поддержки. Если говорить об американской поп-диве Мадонне, то еще неизвестно, как повлияли ее заявления на российское общественное мнение. Со знаком плюс или со знаком минус? Особенно в российской глубинке и среди пенсионеров, часто по привычке голосующих за партию власти.
Но дело, конечно, не в Мадонне. А прежде всего в том, что практика последних лет (процесс над Ходорковским и Лебедевым, аресты Немцова и Навального, гибель Магницкого) показывают, что Путин практически не чувствителен к международному общественному мнению. Будь то мнение рядовых европейцев и американцев или заявления ведущих западных политиков. Его, Путина, гораздо больше волнуют внутриполитические пропагандистские задачи. И они, эти задачи, успешно решаются. В том числе – на примере истории Pussy Riot.
Резонно предположить, что именно осуждение одиозной выходки Pussy Riot в храме могло прибавить голосов кандидату в президенты Путину на выборах 4 марта. Эта акция сработала как раз не против, а за Путина. Сработала для сомневающихся. Для тех, кто не был уверен, стоит ли в третий раз голосовать за «лидера нации». Но после того, как Путин был представлен в официальных СМИ защитником веры и национальных традиций, это определенно пошло ему в предвыборный плюс. Конечно, эффект этот незначителен и кратковременен. Я уже встречал людей, которые отходят от «теленакачки» предвыборным наркозом и признаются: какую же я сделал глупость, что снова проголосовал за ВВП.
Но дело не только в тех процентах или даже долях процентов, которые панк-музыкантши (возможно, использованные втемную) принесли кандидату Путину. Дело в том, что процесс над Pussy Riot, за которым, согласно тем же опросам, следили 57% россиян, объективно помогает Кремлю и сейчас отвлекать общественное мнение от насущных социально-экономических проблем. И в первую очередь – от кризиса, который давно дамокловым мечом висит над российской экономикой.
Опубликованные в среду 22 августа новые соцопросы Левада-центра показывают, что россиян сегодня прежде всего волнуют рост цен и бедность. Кроме этого, примерно каждый третий респондент озабочен ростом безработицы (33%), резким расслоением общества на богатых и бедных (29%), «расцветом» коррупции и взяточничества (35%). А каждый четвертый (24%) – ростом наркомании и недоступностью многих видов медицинского обслуживания.
Кроме дежурных заявлений, тиражируемых в теленовостях, ни президент Путин, ни премьер Медведев, похоже, не способны предложить обществу ни реальную программу борьбы с этими социальными болезнями, ни реальный проект модернизации экономики. Деградация национальной промышленности, даже ракетно-космической отрасли, нарастает. Олигархические кланы продолжают контролировать ориентированную исключительно на экспорт сырья экономику. И при этом сама российская власть остается практически не подконтрольной российскому обществу.
Защита Pussy Riot обжаловала приговор
Защита участниц панк-группы Pussy Riot обжаловала приговор Хамовнического суда, назначившего подсудимым по два года колонии общего режима. Как передает РИА “Новости”, об этом сообщила адвокат Виолетта Волкова. “Сегодня мы подали краткую жалобу, хотя краткой ее не назовешь – она на 15 страниц. Дело в том, что сам приговор написан специфическим языком, и требуется время, чтобы внимательно изучить его. При этом девушкам сразу были вручены выдержки из приговора, и мы опасались, что ознакомление с ними будет воспринято как ознакомление с приговором, поэтому и подготовили краткую жалобу”, – пояснил адвокат Николай Полозов.
По его словам, дополнение к жалобе будет подано в суд позднее.
17 августа судья Марина Сырова приговорила участниц Pussy Riot к двум годам заключения в колонии общего режима за февральский панк-молебен в храме Христа Спасителя. Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич признаны виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной вражды и ненависти (ч. 2 ст.213 УК). После оглашения приговора в зале раздались крики “Позор!” ( ФОТО: У Хамсуда во время чтения приговора).
Прокурор просил приговорить подсудимых к трем годам лишения свободы. Суд учел смягчающие обстоятельства – наличие у двоих подсудимых несовершеннолетних детей, положительные характеристики и отсутствие судимостей. Суд также учел мнения потерпевших, которые не настаивали на суровом наказании для подсудимых, отмечается в приговоре. Вместе с тем судья Сырова считает, что “достижение целей наказания” возможно только в случае лишения свободы. “Учитывая степень общественной опасности, суд считает невозможным изменение категории преступления на менее тяжкую”, – отметила Сырова.
В качестве доказательства наличия мотива религиозной ненависти Сырова привела тот факт, что подсудимые придерживаются феминистских взглядов. “Обвиняемые позиционируют себя как сторонников феминизма, то есть движения за равноправие мужчины и женщины. Но государство гарантирует равенство прав. Принадлежность к феминизму не является преступлением, однако несовместимо с православием, католичеством, исламом, – отметила Сырова. – Хотя феминизм не является религиозным учением, его представители вторгаются в сферу приличий и нравственности. Идея превосходства одной идеологии или религии ведет к вражде по религиозным мотивам”.
“Подсудимые осознавали оскорбительный характер своих действий и внешний вид. Они намеревались придать своим действиям публичную огласку и общественный резонанс, хотели оскорбить не только служителей храма, но и широкую общественность, нанесли глубокое оскорбление и обиду православным верующим”, – постановила Сырова. В приговор включено подробное изложение показаний потерпевших о событиях в ХХС и об их моральных страданиях.
В приговоре говорится, что действия подсудимых в храме Христа Спасителя “унижают и оскорбляют чувства социальной группы по признаку отношения к религии”. Суд установил в действиях подсудимых признаки предварительного сговора. Акция в ХХС была тщательно спланирована, для совершения преступления была организована группа, ряд ее участников скрылись, говорится в приговоре.
Отмечается “подчеркнуто вульгарное и нарочитое поведение” подсудимых, которое оказало “негативное психоэмоциональное воздействие” на верующих. По мнению суда, “направленность на грубое нарушение общественного порядка подтверждается последующим размещением видеоролика в сети”. При этом обстоятельства производства и размещения видеоролика суд счел несущественными. Вина подсудимых, по мнению суда, подтверждается также изъятыми у них платьями и балаклавами.
Специалисты установили, что подсудимые страдают смешанным расстройством личности, однако они полностью осознавали свои действия и их последствия, поэтому суд признает их вменяемыми и подлежащим уголовному преследованию, говорится в приговоре. “Принудительное лечение для фигурантов дела не требуется”, – сказала судья.
Сырова отказалась признать несостоятельной экспертизу, которая легла в основу обвинительного заключения. Судья также отвергла доводы защиты о том, что ХХС является имитацией культового сооружения. “О том, что ХХС и правда храм, свидетельствует то, что обвиняемые со своим молебном пришли именно туда”, – цитирует судью РАПСИ. Кроме того, Сырова отметила, что ХХС имеет купола и традиционную стенную роспись, там проводятся обряды.
21 февраля пятеро участниц Pussy Riot провели панк-молебен в ХХС в момент, когда там не было службы. Акция продолжалась несколько минут. Аналогичную акцию группа провела в Елоховском соборе. Впоследствии из этих кадров был смонтирован клип “Богородица, Путина прогони”, выложенный в интернете.