После дюжины «подскоков»: сначала взлет-посадка в связке со своим носителем самолетом White Knight Two, потом взлет на White Knight Two, а посадка уже самостоятельно в планирующем режиме, Space Ship Two наконец-то запустил свой двигатель и доказал возможность летать на собственной тяге.
Произошло это, как и в предыдущих полетах после отделения от White Knight Two на высоте 14 000 метров (Spacе Ship Two «обречен» на взлеты со своим носителем, ибо самостоятельно он этого сделать не может). После этого экипаж запустил двигатель. Он проработал всего 16 секунд, но за это время смог забросить корабль и двух его пилотов на высоту 17 000 метров, попутно разогнав машину до скорости 1,2 скорости звука.
Помните, у Владимира Кунина в рассказе «Самолет»: «(Пилот) убедился в несокрушимом здоровье Самолета, заставил его набрать высоту в целых пять тысяч метров и оттуда бросил Самолет в первое пикирование. Земля неслась навстречу так быстро, что Самолет мечтал скорее-скорее выйти в горизонтальный полет, который не доставлял ничего, кроме удовольствия… Все-таки они вышли из этого жутковатого падения, и после первого пикирования Самолет раз и навсегда стал очень уважать высоту. «Hу вот, теперь ты еще и пикирующий», – сказал (пилот) и рассмеялся».
Вот также и Space Ship Two после своего «горячего» испытания в прошлый понедельник перестал быть просто «планирующим», приобретя еще статусы «летающего» и «сверхзвукового». Первый «полноценный» испытательный полет за пределы атмосферы на высоту более 100 километров (там, по критериям «Международной федерации астронавтики» проходит граница между Землей и космосом) запланирован на конец этого года.
Немного цифр
Даже говоря о таком торжественном событии с легким налетом романтики (как же, первая в мире «каравелла», предназначенная для «плавания» пассажиров в космическое пространство, продемонстрировала свою способность ходить под «парусами»), не обойтись без цифр. Это вполне объяснимо. Не будем забывать, что Space Ship Two, как и создающие его компании: Virgin Galactic и Scaled Composites объединены общим словом «коммерция», а там, где присутствует это явление, непременно есть бухгалтерия. Кстати, в этом консорциуме имеется и ближневосточный инвестор – фирма Aabar Investments из Абу Даби.
Итак, к настоящему времени создатели Space Ship Two потратили на его разработку, постройку и испытания 350 миллионов долларов.580 человеку же заплатили за свои полеты на Space Ship Two, внеся в «кошелек» Virgin Galactic в общей сложности 70 миллионов долларов. По планам руководителей компании, первые 600 человек заплатят за свои полеты по 200 000 долларов. После этого цена поднимется до 250 000 за место.
Успешно проведенные «горячие» испытания корабля настолько вдохновили Брэнсона, что он заявил о намерении увеличить флот «суборбитальников» с 2-х до 3-х машин.
Насколько это безопасно
Вначале Virgin Galactic планировала отправить этот крылатый корабль вместе с пассажирами уже в 2008, потом в 2010, потом в 2012 году. Ричард Брэнсон – глава Virgin Galactic, предпочитает уже не говорить о сроках, но, по всей видимости, первый полет с пассажирами на борту состоится в 2014 году.
Не будем критиковать Virgin Galactic за несоблюдение графика. Когда речь идет о такой необычной, передовой и непростой машине, как Space Ship Two, то отправить ее в первый полет в запланированную за несколько лет до этого дату, как-то даже неприлично. Это может навести на мысль о выдерживании сроков любой ценой, а цена эта – не в полном объеме проведенные испытания, «срезанные углы» при проектировании и.т.д, тот есть то, что в конечном итоге могут оплатить пассажиры своей жизнью и здоровьем.
Задержка в несколько лет наоборот создает впечатление солидности и основательности при создании новой техники. Действительно, разве можно заранее предвидеть все трудности, которые возникнут при разработке первого в мире пассажирского, пусть и суборбитального, но все же космического корабля? Вот поэтому его создатели и предпочитают выпустить новую машину в полет лучше чуть позже, чем вовремя, но с недоделками.
К слову, в плане обеспечения безопасности Барт Рутан (главный конструктор Space Ship Two и глава Scaled Composites) и Брэнсон «нашли друг друга». За 40 лет (по состоянию на 2007 год) конструкторской деятельности Рутана им было разработано 40 типов самолетов, при испытаниях, которых, не было ни одного случая смерти или ранения пилота.
Что касается Брэнсона, то три принадлежащих ему авиакомпании (самая известная из которых Virgin Atlantic) перевозят ежегодно 50 миллионов пассажиров. К 2013 году, за 29 года существования этих авиакомпаний, на их рейсах не погиб ни один пассажир. То же самое можно сказать и про железнодорожную компанию Брэнсона (крупнейшую в Великобритании), ежегодно перевозящую 35 миллионов пассажиров со скоростью свыше 200 километров в час.
Вера в максимальную безопасность Space Ship Two у Брэнсона столь высока, что он намерен отправиться в первый полет «суборбитальника» вместе с родителями и двумя детьми на борту (жена – отказалась). Более того, в одном из первых полетов «Спэйсшипту» в его кабине будет известнейший британский физик и астрофизик Стивен Хокинг с ранней молодости практически полностью парализованный из-за болезни. Брэнсон будет спонсировать его полет, который, кстати, послужит и рекламой безопасности услуг, предлагаемых Virgin Galactic. Ведь Хокинг может передвигаться только в моторизованной инвалидной коляске и даже общаться лишь с помощью компьютерного «голоса».
НАСА и космический туризм: от неприязни к симпатии
Сейчас немногие уже, наверное, помнят реакцию НАСА на полет первого космического туриста на МКС Денниса Тито. В 2001 году он слетал туда на «Союзе» в рамках контракта, заключенного с Российским космическим агентством.
НАСА отнеслось к этому полету резко отрицательно. Основные возражения были сведены к двум пунктам. Первый – Тито не получил должной подготовки, а потому может быть просто небезопасен на борту станции. Второй – МКС не аттракцион для «жирных котов» (так в США называют шикующих богачей).
Прошло 12 лет и НАСА значительно «потеплело» к космическому туризму. Неудивительно – ведь эта деятельность органично вписывается в политику агентства, направленную на всемерное привлечение частного капитала к исследованию и освоению космоса.
Но помимо общего есть еще и конкретное. Space Ship Two использует гибридный двигатель, разработанный и изготовленный американской компанией Sierra Nevada. Именно это двигатель, хоть и в упрощенном варианте, будет установлен на мини-шаттле Dream Chaser, который Sierra Nevada разрабатывает в рамках контракта НАСА. Данный контракт предусматривает создание Dream Chaser для доставки людей и грузов на МКС. Таким образом, испытывая прототип двигателя минни-шаттла, Virgin Galactic помогает НАСА скорее обзавестись собственными транспортными средствами для обслуживания МКС.
«Потепление» американского государства к космическому туризму выразилось, в частности, в той юридической поддержке, которую оно ему оказывает. Так, конгрессмены штата Нью-Мехико, где расположен космопорт откуда летает Space Ship Two, приняли закон, согласно которому подрядчики, производящие элементы для этого корабля, освобождаются от юридической ответственности в случае поломок этих элементов. А еще раньше на Капитолийском холме был одобрен закон, лишающий космических туристов и членов их семей права судить космических туроператоров в случае, если эти туристы пострадают, или погибнут в ходе полетов туристических кораблей.
Остается лишь надеяться, что ни у кого никогда не будет повода воспользоваться этим законом.
Юрий Караш voa.gov
Russian USA – Russian New York News – Manhattan. Brooklyn. Queens. Bronx. Staten Island. New Jersey.