Члены Судебного комитета Палаты представителей, представляющие обе партии, поставили под вопрос законность действий Агентства национальной безопасности (АНБ), собиравшего информацию о телефонных разговорах миллионов американцев. При этом, абсолютное большинство подслушанных этой спецслужбой телефонных разговоров не имело никакого отношения к расследованиям дел, связанных с терроризмом. Теперь внимание законодателей США переключается с Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника спецслужб, рассказавшего миру о программах слежки, на вопросы неприкосновенности личной жизни и защиты гражданских свобод.
Эдвард Сноуден, обратившийся к российским властям за временным убежищем, поведал о крупномасштабных программах электронной слежки, осуществлявшихся АНБ, став причиной начала мощнейшей информационной бури в Соединенных Штатах и во всем мире. Судебный комитет Палаты представителей сосредоточил внимание на программе, предусмотренной разделом 215 «Закона о борьбе с терроризмом», принятого после событий 11 сентября 2001 года с целью предотвращения новых крупных терактов.
В соответствии с положениями раздела 215, АНБ собирало информацию о телефонных разговорах миллионах американцев и могло хранить эту информацию в течение пяти лет.
Между председателем комитета – республиканцем Бобом Гудлэттом и Робертом Литтом из аппарата директора национальной разведки состоялся следующий диалог.
«Вы считаете, что столь масштабная программа сбора информации могла осуществляться втайне от американского народа в течение неопределенного периода времени?», – спросил Гудлэтт.
«Ну, по крайней мере, мы старались», – ответил Литт.
Заместитель председателя комитета, демократ Джон Коньерс заявил, что, по его мнению, сам по себе сбор информации о миллионах телефонных разговоров является нарушением Четвертой поправки к Конституции США, защищающей жителей страны от необоснованных обысков и конфискаций: «Мне не нравится идея использования собранных данных о сотнях миллионов американцев – то есть практически обо всех нас, включая каждого члена Конгресса и каждого гражданина Соединенных Штатов, у которого есть телефон. Это недопустимо, это возмутительно и этому немедленно нужно положить конец!».
Заместитель министра юстиции Джеймс Коул попытался защитить эту программу и объяснить, что информация о телефонных разговорах не содержит имен звонивших людей, а только лишь номера телефонов и продолжительность звонков. «Там не говорится, о чем был тот или иной телефонный разговор. Такого рода информация, в соответствии с давно принятым и ставшим прецедентом решением Верховного суда, не защищена Четвертой поправкой», – подчеркнул он.
Однако большинство членов комитета заявили, что их избиратели обеспокоены возможным нарушением права на неприкосновенность личной жизни и заявляют о том, что, как и сами законодатели, они ничего не знали об истинных масштабах этой программы.
Конгрессмен-республиканец Джеймс Сенсенбреннер всегда был убежденным сторонником «Закона о борьбе с терроризмом». Однако и он отметил, что программа слежки зашла слишком далеко и в нее необходимо внести изменения, не дожидаясь окончания ее срока действия в 2015 году.
«И если вы не признаете, что у вас есть проблемы, срок действия программы не будет продлен. Палата представителей не проголосует за продление действия положений раздела 215», – предупредил Сенсенбреннер.
Чиновники, приглашенные на слушания для дачи показаний, выразили готовность сотрудничать с Конгрессом и подчеркнули, что единственной целью сбора информации было своевременное получение информации о готовящихся терактах. Некоторые законодатели рекомендовали АНБ договориться с телефонными компаниями о том, что не агентство, а сами компании будут собирать и хранить данные о телефонных разговорах в течение пяти лет, а АНБ при наличии обоснованных подозрений сможет запрашивать судебный ордер на получение доступа к записям телефонных разговоров подозреваемых.
По материалам Синди Сейн voa.gov