Международная правозащитная организация Amnesty International призвала руководство тюремной системы Калифорнии провести тщательное расследование обстоятельств смерти заключенного Билли Селла и опубликовать его результаты. Это заявление последовало на 24-й день массовой голодовки, которую проводят заключенные тюрем Калифорнии, требуя отмены правила, позволяющего содержать заключенных в одиночных камерах в течение неопределенного срока, который иногда длится десятилетиями.
Голодовку организовали заключенные, находящиеся в изоляторе Pelican Bay. Первоначально об участии в акции протеста заявили около 30 тысяч узников государственных и частных тюрем Калифорнии. Сейчас, по данным калифорнийского Департамента исполнения наказаний, в голодовке участвуют 561 заключенный, из них 385 отказываются от приема пищи с 8 июля. Медицинскую помощь оказывают шести узникам. Троих заключенных, находящихся в тяжелом состоянии, направили в местные больницы.
Правозащитники из Amnesty International считают, что число участников голодовки сократилось в результате угроз и карательных мер со стороны тюремной администрации. «К заключенным, которые требуют покончить с бесчеловечными условиями содержания, не должны применяться карательные меры за то, что они пользуются правом участвовать в мирном протесте, – заявила эксперт Amnesty International Анджела Райт. – Длительная изоляция в условиях, которые можно охарактеризовать не иначе как жестокое и бесчеловечное обращение, запрещена нормами международного права».
Как утверждают правозащитники, зачинщикам голодовки еще более ужесточили условия содержания и ограничили общение с адвокатами.
Как умер Билли Селл
Билли Селл содержался в условиях индивидуальной изоляции в так называемом модуле безопасного проживания SHU (Security Housing Unit) тюрьмы Pelican Bay. Администрация тюрьмы сообщает, что смерть 32-летнего заключенного наступила в результате самоубийства и никак не связана с голодовкой, участником котоорй он не был на тот момент. Однако правозащитники и представители заключенных отвергают эту версию. Кроме того, правозащитники указывают, что тюремная администрация подтвердила смерть Селла лишь после того, как о ней сообщили СМИ, ссылавшиеся на других заключеннных.
По данным калифорнийского Департамента исполнения наказаний, Селл отбывал пожизненное заключение за два убийства, последнее из которых он совершил уже в тюрьме в 2006 году. Во время вечернего обхода 22-го июля надзиратели обнаружили его без сознания и отправили в тюремный лазарет, где была зафиксирована его смерть. «Заключенный Селл был зарегистрирован, как участник массовой голодовки 11 июля, однако был исключен из этого списка 21 июля, когда он возобновил прием пищи», – говорится в заявлении тюремной администрации.
Однако, как сообщает Коалиция солидарности с голодающими заключенными, другие участники голодовки утверждают, что Селл был «сильным, хорошим человеком» и что «никто не верит в то, что он совершил самоубийство».
Правозащитники возмущены смертью Селла и утверждают, что «ее можно было бы предотвратить, если бы тюремная администрация вступила в переговоры с голодающими». В то же время, представители тюремной администрации называют заявления сторонников голодающих, увязывающих смерть Селла с голодовкой, «безответственными» и «вводящими в заблуждение».
«Необходимо, чтобы общественность узнала все обстоятельства смерти Селла, – заявил представитель Amnesty International Тэнджайв Макхаррис, – действительно ли он, как утверждают сторонники заключенных, отказывался от приема пищи, будучи участником голодовки, и запрашивал медицинскую помощь незадолго до того, как его не стало, или же он покончил жизнь самоубийством, как утверждают тюремные власти и официальный патологоанатом… Обстоятельства смерти Билли Селла не должны оставаться в тумане».
Одиночные камеры в Калифорнии хуже, чем в Иране?
«Условия для заключенных, содержащихся в одиночных камерах калифорнийских тюрем, – это оскорбление прав человека, – добавил Макхаррис. – Этому необходимо положить конец. Ни один человек не должен содержаться в ужасающих условиях, которые мы наблюдали в калифорнийских тюрьмах, в течение длительного времени, порой длящегося десятилетиями – что является жестоким, бесчеловечным и унижающим человеческое достоинство наказанием».
Сотрудники Amnesty International побывали в калифорнийских SHU в ноябре 2011 года и по итогам этих визитов правозащитная организация опубликовала доклад под названием «На грани выживания».
Об условиях содержания в SHU написал и Шейн Бауэр, один из трех американских туристов, задержанных в 2011 году в Иране по необоснованному подозрению в шпионаже, где их 4 месяца продержали в одиночных камерах. Посещая калифорнийскую SHU в качестве журналиста, он невольно стал сравнивать условия с тюрьмой в Тегеране. Он утверждает, что его камера в Иране была больше «могил» в Pelican Bay и, что самое главное, у него было окно. В стандартных одиночных камерах размером 2,5 на 3 метра нет окон, а только лампы дневного света. Заключенные, называющие себя «погребенными заживо», проводят в этих помещениях, полностью изолированных от внешнего мира и контактов с другими людьми, 22 часа в сутки. Их выводят только в душ и в изолированные внутренние дворики размером чуть больше самих камер. Пребывание на свежем воздухе ограничено пятью часами в неделю.
По данным Amnesty International за 2011 год, около 500 заключенных Pelican Bay провели в таких условиях более десяти лет, 200 – более 15 лет, а 89 – более 20. Один заключенный провел в подобной изоляции 42 года.
Поддержка знаменитостей
Накануне члены «Национальной религиозной кампании против пыток» доставили губернатору Калифорнии Джерри Брауну письмо от имени заключенных, в котором те называют длительное содержание в изоляторах «продолжением той же бесчеловечности, которая процветает в иракской тюрьме Абу-Грейб и американской Гуантанамо». Письмо подписали многие знаменитости, включая певицу и гитаристку Бонни Райт, популярного телеведущего Джея Лено, журналистку и адвоката Глорию Стайнем, правозащитника Джесси Джексона, ученого и публициста Ноама Хомского, главу Тибетского дома (и отца актрисы Умы Турман) Роберта Турмана и других.
Представитель калифорнийского Департамента исполнения наказаний Дебора Хоффман в ответ на прошение узников заявила, что «изоляторы являются неотъемлемой частью государственных тюрем, так как они помогают обеспечить безопасность работников учреждений и самих заключенных, которые могут подвергнуться нападениям со стороны членов банд». Другой представитель пенитенциарного ведомства, Терри Торнтон подчеркнул, что протестующие в SHU заключенные «ранее были идентифицированы как члены банд или связанные с бандами».
Однако сторонники заключенных утверждают, что в условиях изоляции в SHU содержатся не только участники тюремных банд, но и заключенные, которым тюремная администрация приписывает членство в бандах в качестве наказания за, например, неугодный администрации нрав.
При этом решения о помещени в одиночное заключение принимаются за закрытыми дверями и сами заключенные лишены возможности повлиять на этот процесс или оспорить его. Одно из основных требований участников голодовки – изменение критериев причастности к банде.
Нынешняя массовая голодовка – уже третья в Калифорнии за последние два года. Вторая голодовка в сентябре 2011 года, распространившаяся на соседние штаты – Аризону, Миссисипи и Оклахому – закончилась после того, как Департамент исполнения наказаний и реабилитации Калифорнии пообещал пересмотреть дела всех заключенных SHU с целью достоверного подтверждения их участия в тюремных бандах, а также смягчить условия изоляции. Однако, как утверждают заключенные, эти обещания не были выполнены.
Представитель калифорнийского Департамента исполнения наказаний Терри Торнтон считает, что журналисты и правозащитники сгущают краски. «Заключенные в SHU Pelican Bay и других SHU выходят на прогулки во двор каждый день. Они ходят на свидания, имеют доступ к юридической библиотеке. У них есть кабельное телевидение, у них есть доступ к материалам для чтения и образовательным программам», – указал он.
Однако, по словам самих осужденных, которые приводятся на сайте Коалиции солидарности с голодающими, установленные нормы обычно не соблюдаются, а те несколько часов в неделю, отведенные на прогулки в тесных двориках, – это очень мало. Кроме того, жалуются узники, возможность чтения значительно ограничена: обладание определенными книгами и брошюрами может стать причиной для обвинений в участии в тюремной банде.
Как пишет Шейн Бауэр, основанием для причисления к банде может послужить литература, отражающая «афро-центричную идеологию» или просто фотографии Малкольма Икса или Ассаты Шакур, чернокожей активистки, обвиненной в участии в ограблении инкассаторской машины, и ныне скрывающейся от американского правосудия на Кубе. Основанием для помещения в одиночное заключение могут считаться также такие книги, как «Государь» Маккиавелли или древний трактат «Искусство войны» легендарного китайского военачальника Сунь Цзы.
«Вопрос веры»
Преподобный Ричард Киллмер, директор «Национальной религиозной кампании против пыток» – вашингтонской организации, добивающейся закрытия изоляторов и отмены одиночного заключения в тюрьмах 13 штатов – сказал в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», что «тысячи заключенных в Калифорнии участвуют в голодовке не потому, что они хотят покончить с собой, а потому, что у них нет иного пути протестовать против длительного содержания в одиночном заключении».
«Это вопрос веры, потому что в глазах Бога каждый человек обладает достоинстом и самоценностью, а содержание в изоляции есть попрание этих качеств, – отметил преподобный Киллмер. – Поэтому более тысячи священников и других религиозных лидеров подписали обращение к губернатору Джерри Брауну с призывом выполнить требования заключенных».
Священник отказался комментировать обстоятельства смерти Билли Селла, сославшись на то, что не обладает достаточной информацией, но при этом добавил: «Я молюсь за то, что бы никто больше не умер в калифорнийских тюрьмах. Хотя это может произойти по мере продолжения голодовки в знак протеста против нечеловеческих условий».
«То, что длительное содержание в изоляции наносит непоправимый ущерб психике человека, нам известно очень давно, – отметил преподобный Киллмер. – В 1829 году в Пенсильвании была построена тюрьма, где были только одиночные камеры. Идея была в том, что оказавшись там, преступники раскаются и никогда более не совершат никаких злодеяний. Но в действительности у них начались психические расстройства и многие из них сошли с ума. В 1840 году эту тюрьму посетил английский писатель Чарльз Диккенс и, насколько нам известно, он первым назвал одиночное заключение пыткой».
При этом, по данным Киллмера, в Соединенных Штатах сегодня около 80-и тысяч заключенных содержатся в одиночных камерах. «Ни в одной другой стране мире столько людей не содержатся в одиночном заключении», – подчеркнул священник.
Преподобный Киллмер призывает положить конец этой практике. «Бывают случаи, когда заключенного необходимо поместить в изоляцию для того, что бы успокоить его или в целях его же собственной безопасности, – считает он. – Но это должны быть исключительные случаи. В штате Мэн, где недавно были проведены очень позитивные реформы, если заключенный содержится в одиночке более 72 часов, об этом должно быть доложено главе пенитенциарной системы. Мы хотели бы, что бы аналогичная система существовала в Калифорнии, где заключенные проводят в изоляции годы и даже десятилетия. Невозможно оценить урон, который наносит такая практика. Были даже случаи, когда заключенные выходили на свободу непосредственно из одиночной камеры. Это страшно, потому что у этих людей развиваются всевозможные психические расстройства, с которыми они потом идут в общество. Это порочная практика, и мы призываем положить ей конец. Мы поддерживаем требования заключенных, потому что мы понимаем опасность для общества».
Киллмер признал существование тюремных банд и необходимость бороться с ними, но он считает, что делать это необходимо иными способами. «Длительное содержание людей в изоляции ни при каких обстоятельствах не является полезным», – уверен священник.
Михаил Гуткин VOA.gov
Конечно же все познаеться в сравнении – многине русскоговорящии, “посетившие” американскую тьюрьму после отсидки советских – российских тюрем, воспринимают ее как санаторий по сравнению с теми ужасами что происходили (происходят) на “исторической родине”. Жалобы на то что здесь не работают конлиционеры и приходиться по сто раз в день ходить в душ в Нью-Йорской тюрьме , помоему покажуться странными для российских – украинских зеков. Или возможно мы заблуждаемся ?
BRBNews