Первичные внутрипартийные выборы кандидата на пост президента от Республиканской партии стартуют в начале января. Как показывают опросы общественного мнения, явного фаворита у республиканцев ещё нет. Американский политолог и экономист, профессор Нортвудского университета Ричард Эбелинг по просьбе Радио Свобода анализирует предвыборную ситуацию:
– Полагаю, что предсказывать победу на выборах тому или иному кандидату пока рано. Неясно, кто вырвется вперёд в борьбе за номинацию на пост президента и неясно, кто из республиканских кандидатов сможет выиграть поединок с президентом Обамой. Если экономическое положение в стране в ближайшие месяцы начнёт более решительно улучшаться, это, безусловно, поможет нынешнему президенту остаться на второй срок. Но пока, как показывают опросы общественного мнения, положение президента Обамы довольно шаткое, потому что безработица в стране превышает 8%, экономика выползает из кризиса слишком медленно, рынок недвижимости не внушает оптимизма, и, наконец, очень противоречива внешняя политика администрации. Всё это вместе свидетельствует, что оппозиция, при наличии сильного кандидата и верной стратегии предвыборной борьбы, сможет победить Барака Обаму и привести в Белый Дом республиканца.
– Настолько ли ослаблены позиции нынешнего президента-демократа, что ЛЮБОЙ республиканский кандидат сможет одержать победу?
– Не думаю, что сегодня можно сказать, будто любой республиканец получит поддержку большинства американцев. Очень важно, кого именно предложат республиканцы в качестве альтернативы нынешнему президенту. Например, Митт Ромни и Ньют Гингрич, которые сейчас кажутся лидирующими кандидатами, сильно отличаются друг от друга в своих политических взглядах. У меня нет уверенности, что при выдвижении того или другого единым республиканским кандидатом американцы будут настроены избрать любого, только не Обаму.
– Как победа того или иного кандидата, той или иной партии может отразиться на американо-российских отношениях?
– С одной стороны, неважно, кто станет президентом США, потому что, в общем, есть некая последовательность в американской внешней политике при республиканской и при демократической администрации. Это касается и усиления военной мощи США, и политического присутствия в регионах, и стремления ограничить силу потенциального противника, которым могут оказаться коммунистический Китай или Россия, или противника нынешнего, коим является ближневосточный терроризм. Так что внешнеполитическая стратегия США остаётся неизменной. Но тактика может меняться в зависимости от доктрины того или иного президента. И в этом вопросе республиканский президент, будь то Митт Ромни, Ньют Гингрич или кто-то иной может избрать более жёсткую линию в отношениях с Россией, Китаем или недружественными режимами на Ближнем Востоке.
Барак Обама явно избрал во внешней политике тактику ухода от конфронтации, от проведения односторонних мер. Его политика может измениться, если этого потребуют обстоятельства, сложившиеся в результате действий правительства России или Китая. Но, в общем, республиканцы, более склонны к конфронтации.
– А как может повлиять на американо-российские отношения исход президентских выборов в России?
– Если Путин не будет избран президентом, то всё будет зависеть от того, кто его заменит. У российской оппозиции не так много альтернативных кандидатов, которые будут допущены к борьбе за высший пост в государстве. Если, скажем, победу над Путиным одержит кандидат от Коммунистической партии или другого радикального объединения, это станет очень тревожным сигналом и для республиканской, и для демократической администрации США. Если же победит Путин, то его стремление чуть ли не любой ценой вернуть России статус великой военной державы, естественно, может привести к ситуации, при которой американский президент, какую бы партию он ни представлял, будет вынужден искать пути противодействия, – отмечает Ричард Эбелинг, подчеркивая: политика президента США больше всего будет зависеть от того, в чьих руках окажется большинство в Конгрессе. Если президент Обама будет переизбран на второй срок, а большинство в парламенте останется у республиканцев, или наоборот, президентом станет республиканец, а демократы завоюют большинство в Конгрессе – власть президента окажется ограниченной и ошибок будет совершено меньше.
Конец “революции Обамы”?
Конец “революции Обамы”, экономический застой в США и вероятность экономического кризиса в России – такие прогнозы делают американские эксперты.
2012 год может стать годом, когда будет подведена черта политической эпохе в истории Соединенных Штатов, последним ярким проявлением которой стала так называемая “революция Обамы”. Так считает Дэниэл Гурэ, американский политолог, вице-президент лексингтонского института в Виргинии:
– “Революция Обамы”, была, если можно так выразиться, последним вздохом почти сорокалетней кампании либерального крыла демократической партии, пытавшейся осуществить реформы в духе европейских социал-демократических установок. Это и национальная система медицинского страхования, и укрепление профсоюзов и расширение их рядов, и дорогостоящая борьба за защиту окружающей среды, и более масштабное вмешательство государства в регулирование рыночных процессов. Кандидат Обама возбудил электорат обещанием перемен. Вскоре стало ясно, что президент имел в виду следование старой доктрине демократов. Сегодня мы видим, что этот путь, в том числе, и ключевое достижение президента – реформа системы здравоохранения, – отвергается большинством американцев.
Демократы потерпели серьезнейшее поражение на выборах десятого года, потому что они ощибочно считали, что, отдав победу Бараку Обаме на выборах восьмого года, американцы выдали им карт-бланш на осуществление их программы. В действительности же американцы выражали недовольство правительством, вовлекшим их в бесконечную войну в Ираке, финансовым кризисом, выкупом проавлившихся финансовых институций. Демократы считали, что американцы хотят более хорошее правительство, американцы, судя по всему, хотели меньше самого правительства. В двенадцатом году во время выборов, я подозреваю, мы увидим подтверждение того, что американцы предпочитают американский путь. Конечно, если республиканцы выдвинут слабого кандидата, то у президента Обамы останется шанс на победу, но ее достижение – неверотяно трудная задача.
– Как могут развиваться американо-российские отношения?
– Кто бы ни пришел к власти в Белом Доме, президенту будет очень трудно найти аргументы для проведения второй перезагрузки, поскольку первая обернулась лишь единственным результатом: соглашением о сокращении ядерных арсеналов. Российское руководство продолжает выдерживать свой, по большому счету, недружественный курс по отношению к США. Можно предположить, что в случае проигрыша на выборах Барака Обамы, отношения с Россией утеряют приоритетный статус. Мы переносим внимание на Дальний Восток, азиатский регион, Ближний Восток, Россия на этом смысле все больше отодвинется на задний план, – полагает Дэниэл Гурэ.
Американцы, согласно опросам, хотели бы скорее позабыть одиннадцатый год, год неосуществленных надежд на экономическое выздоровление. Теперь надежды возлагаются на год двенадцатый. Каковы шансы на их осуществление? Говорит Михаил Бернштам, профессор экономики, сотрудник Гуверовского института:
– Никаких показателей для укрепления американской экономики в следующем году нет. Наиболее вероятный сценарий – посторенние пройденного и продолжение той стагнации, которая происходила в 2011 году, с небольшим колебаниями вверх и вниз. Дело в том, что кредит фактически заморожен, уже несколько лет не развивается выше той точки, на которой он замерз, – 9 миллионов долларов. Банки не кредитуют экономику, а держат деньги, как говорят, “на парковке” – в Федеральной резервной системе. В этой обстановке ожидать значительного подъема или даже незначительного подъема экономического роста не приходится.
– Охватит ли в 2012 году финансовый кризис Россию?
– Этот процесс уже начался. Во время кризиса в 2008-2009 году российские предприятия не могли перефинансировать свои долги европейским банкам и обратились в правительство. Сейчас они просто покупают доллары у Центрального банка. Резервы Центрального банка снижаются, за последние два месяца долги предприятий сократились на 15 миллиардов долларов, они их выплатили, но на те же 15 миллиардов долларов сократились и резервы Центрального банка. Центральный банк вынужден будет оттягивать рублевую денежную массу, а это отразится на экономике, производство и валовый внутренний продукт будут сокращаться.
– Может случиться, что у российского центрального банка не хватит денег, чтобы спасти увязший в иностранных долгах российский бизнес?
– Денег пока хватает. Но с каждым сокращением резервов сокращается рублевая денежная масса, потому что пытаются поддерживать валютный курс рубля. А если сокращается рублевая денежная масса, сокращается и производство. То есть вовсе не обязательно, что исчерпаются все резервы. На 10-15 процентов упадет долларовая масса Центрального банка, соответственно, упадет рублевая денежная масса, и, соответственно, упадет валовый внутренний продукт – и начнется глубокий кризис. Так что даже небольшие сокращения приводят к глубокому кризису. В следующем году ожидать положительных изменений не приходится, и можно говорить лишь о том, что либо Россия как-то переживет этот шторм, который сейчас охватывает банковскую систему Западной Европы, либо она его переживет с очень большим трудом и с очень большими потерями.
Copyright (C) 2011-2012 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа Радио Свобода