Разведданные из университета.
ФБР предупреждает, что американские университеты становятся ведущим объектом внимания зарубежных разведок. Как выясняется, общедоступные университетские лаборатории и производства могут стать богатым источником получения секретов для не праздно любопытствующих студентов-иностранцев.
За последние 5 лет заметно усилилось проникновение иностранных разведок в американские университеты. Об этом заявил помощник директора ФБР Фрэнк Филиуззи. Широко известен случай, когда в Мичиганском университете появилась ученая из Китая Йу Цаонг. Она сообщила, что у себя на родине работает в академии наук в области астрономии. Но ее вопросы показали, что гостью больше интересует космическое оружие. Позже выяснилось, что она связана с китайскими военными, и американцы прекратили с ней сотрудничать. В другой раз студент из Азии пригласил в лабораторию ученых из своей страны, которые сфотографировали уникальное оборудование.
Многие другие случаи не столь очевидны. Но иностранные студенты и ученые имеют доступ к исследованиям, которые ведутся в университетах по заказам правительства и корпораций в области информационных систем, лазеров, аэронавтики и в других сферах. При этом любознательность порой переходит в шпионаж. По данным Министерства обороны, с 2010 года в 8 раз выросло число попыток Восточно-Азиатских стран добыть секретную информацию по научным каналам. Число иностранцев, обучающихся в американских учебных заведениях, растет. В прошлом году один только Китай направил сюда около 80 тысяч студентов. Иностранцы, приехавшие по временным визам, составляли 46 процентов студентов научных и инженерных факультетов технологического института штата Джорджия и университета штата Мичиган, 41 процент в Массачусеттском технологическом институте. В свое время российский перебежчик полковник Сергей Третьяков рассказал, как внедрялись его люди в Колумбийский университет:
– Американцы немного наивны. Они считают, что Холодная война позади, и теперь можно вздохнуть свободно. Это не так. Главными целями советской разведки были США, НАТО и Китай. Они же остаются и главной целью российской разведки.
Похоже, что это предупреждение не сработало. Так, президент университета штата Мерилэнд Уоллас Ло заявил, что “другие страны никогда не смогут стать конкурентоспособными за счет шпионажа”. То есть, пусть воруют, мы все равно впереди. Хотя при этом США тратит годы и миллиарды на исследования, а они получают результаты этой работы уже в готовом виде. Кстати, Уоллас Ло является председателем ученого совета при Министерстве внутренней безопасности. Интересно, что его коллеги из университетов нередко просто отказываются говорить с властями на эти рискованные темы и при этом объясняют масштабный прием иностранных студентов традиционной открытостью учебных заведений.
Владимир Морозов
http://www.svobodanews.ru/content/article/24544283.html
Все права защищены (с) РС. Печатается с разрешения Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101 Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США
Кто будет финансировать афганскую армию после 2014 года?
Заместитель посла США в Афганистане констатирует прогресс на переговорах о партнерстве
Заместитель американского посла в Афганистане Джеймс Каннингэм заявил о прогрессе на переговорах по вопросу о передаче ответственности за содержание заключенных и проведение спецопераций в ведение афганских властей. В соответствии с готовящейся договоренностью, после того, как большинство иностранных боевых соединений будет выведено из Афганистана (напомним, что это должно произойти в 2014 году), американские войска будут выполнять функцию обеспечения подготовки и поддержки афганских вооруженных сил и служб безопасности. Каннингэм заявил, что соглашение о стратегическом партнерстве в данной сфере желательно подписать до саммита НАТО, который состоится в мае нынешнего года в Чикаго и будет посвящен рассмотрению будущей роли международного сообщества в поддержке афганских сил. «Конечным результатом станет ясная и твердая демонстрация долгосрочной международной поддержки Афганистану. Это станет сигналом для народа Афганистана и всего региона», – подчеркнул дипломат.
Выступая во вторник перед журналистами, министр обороны Афганистана Абдул Рахим Вардак заявил, что было решено поддерживать численность афганских сил на уровне 230 тысяч. Речь идет о существенном сокращении по сравнению с 352 тысячами военнослужащих и полицейских, несущих службу в этом году. Однако министр обороны отметил, что сокращение числа войск будет зависеть от реальных условий и основано на предположении о дальнейшем уменьшении угрозы со стороны Талибана.
Афганские вооруженные силы почти полностью финансируются за счет иностранных средств. Президент Хамид Карзай заявил, что международное сообщество уже согласилось предоставлять 4 миллиарда долларов в год на финансирование афганских вооруженных сил после 2014 года. Заместитель американского посла не озвучил конкретных деталей относительно будущего финансирования, однако отметил, что уровень военного сотрудничества будет обсуждаться в ближайшие годы.
Тем временем миссия американских военнослужащих в Афганистане находит все меньше сторонников в США. Резкое недовольство присутствием иностранных военных на территории Афганистана растет и в афганском обществе – в частности, после ряда инцидентов, среди которых – убийство 17 афганских мирных жителей, предположительно совершенное американским солдатом, и непреднамеренное сжигание экземпляров Корана на американской военной базе.
Каннингем отметил, что долгосрочные планы международного сообщества о сохранении присутствия в Афганистане для обеспечения поддержки помогут сократить напряженность, поддержать стабильность, и должно сдержать повстанцев. «Я надеюсь, что это подтолкнет Талибан и других задуматься о перспективе заключения соглашения вместо того, чтобы, как вчера, убивать афганских граждан на улицах ваших городов», – заявил он.
На нынешней неделе прошло несколько нападений на афганских военных; в частности – осуществленный смертниками самоподрыв, в результате которого в минувший во вторник погибло, по меньшей мере, 16 человек.
Брайан Пэдден
О чем поет бамбук во Флориде. Репортаж из уникального заповедника японской культуры
Сколько восторгов вызывает пышное цветение сакуры в Вашингтоне. Как будто прекрасный кусочек Японии «имплантирован» в американскую столицу, не правда ли? Но гораздо меньше людей осведомлены о существовании куда большего по масштабам и не менее восхитительного заповедника японской природы и культуры неподалеку от Бока-Ратона в округе Палм-Бич во Флориде. Официальное его название – Музей и японские сады Мориками. Открыт он был в 1977 году, а история его восходит к самому началу 20 века.
Колонисты
Все началось с того, что группа молодых японских фермеров вознамерилась революционизировать сельское хозяйство Солнечного штата. В 1904 году Джо Сакай, недавний выпускник Нью-Йоркского университета, вернулся в свой родной город Миядзу. Там он уговорил компанию вольных фермеров ехать в далекую Америку. Помощь заморским колонистам оказала одна из фирм, входивших в индустриальную империю Генри Флаглера, крупнейшего бизнесмена того времени, которому Флорида обязана очень многим. Они дали поселению имя Ямато – это древнее самоназвание Японии.
Первоначальный энтузиазм вскоре сменился унынием. Вроде бы климат благодатный, но урожаи собирались скудные. К 20-м годам колония, не превышавшая численностью 30-35 человек, фактически выбросила белый флаг. Почти все разъехались кто куда. Остались лишь несколько семей, и в конце концов битву за урожай продолжал лишь один поселенец, самый стойкий, – Джордж Мориками. Он по-прежнему сеял зерновые культуры, выращивал фрукты и овощи. В 1970-е годы, когда возраст его перевалил за 80, он пожертвовал свою землю округу Палм-Бич с пожеланием разбить на ней парк в память о дерзких японских колонистах.
Сады и суши
Мечта Джорджа Мориками осуществилась в 1977 году, когда местные власти открыли Музей и японские сады, названные его именем. В 1993 году построено здание музея, причем по строгим японским канонам. Здесь помещается постоянная коллекция японских произведений искусства и артефактов из семи тысяч предметов, расположен театр на 225 мест, чайный домик, где устраиваются показательные японские чайные церемонии, библиотека, учебные классы и японское кафе с непременным ассортиментом суши.
В 2001 году закончены работы по расширению паркового пространства. Сегодня здесь располагаются шесть японских садов, каждый из которых разбит в соответствии с вековыми традициями садово-паркового искусства Страны восходящего солнца.
Гулять по дорожкам паркового комплекса – одно удовольствие. Вернее, удовольствий масса. Ты слушаешь, как поет бамбук в роще, продуваемой нежным ветерком. Медитируешь в одном из «садов камней». Кормишь огромных золотых и черных рыб в пруду, где в схватке за бросаемые зерна (кульки их продаются желающим тут же) им составляют серьезную конкуренцию удивительно резвые черепахи. Любуешься причудливыми формами карликовых деревьев бонсай. Наконец, просто ходишь витиеватыми тропами и смотришь на удивительный ландшафт, задуманный и воплощенный в соответствии с древними правилами японского садоводства.
Время вражды
В музее действует постоянная экспозиция, рассказывающая о судьбе колонии Ямато. В истории отношений США и Японии были, как известно, приливы и отливы. А самой мрачной страницей стало военное противостояние двух держав в годы Второй мировой войны. «Голос Америки» поинтересовался в этой связи у Тома Грегерсена, директора музейного комплекса Мориками, как повлияло на жизнь флоридских колонистов интернирование американцев японского происхождения.
Грегерсен уточнил: исполнительный приказ номер 9066 предписывал интернирование японцев, живущих в западных штатах – Калифорнии, Орегоне, Вашингтоне и Аризоне. Этот приказ не касался Флориды. Но стужу враждебности колонисты тем не менее ощутили. Банковские счета их были заморожены, и в какой-то момент правительство взяло на себя контроль над их деловыми операциями. Сотрудники Береговой охраны разбили бивуак на ферме Джорджа Мориками и пристально наблюдали за его деятельностью. Ему запретили удаляться от дома без письменного разрешения федерального прокурора. Агенты таможни устроили обыск в доме другого поселенца, Хидео Кобаяси, и конфисковали коротковолновый радиоприемник, японский словарь, охотничьи ружья и портрет японского императора. Впрочем, ограничения продолжались лишь чуть больше года.
Как рассказал Том Грегерсен, не повезло колонисту Генри Камия. За несколько недель до нападения японской авиации на Перл-Харбор он переехал в Лос-Анджелес, чтобы воссоединиться с семьей старшей дочери. Годы войны провел в лагере Манзанар в долине Оуэнс (Калифорния). А сын его, Казуо Камия, избежал интернирования, поскольку остался во Флориде. Но и его коснулась суровая военная реальность, когда федеральные власти конфисковали землю его и еще одной японской семьи для сооружения тренировочного армейского лагеря.
А мы им – Диснейленд…
Сегодня только отдельные экспонаты музея напоминают о той печальной странице истории отношений США и Японии. Среди гостей комплекса заметно много японцев, которые, конечно же, фотографируются активнее других туристов. Интересно, а участвует ли Япония в поддержании музея на плаву?
«Нет, не участвует, – ответил Грегерсен. – Но нашим партнером в составлении и подготовке культурных программ является консульство Японии в Майами. Если же говорить о финансировании в целом, то сегодня музеем владеет и управляет садово-парковая служба округа Палм-Бич. Фирма Morikami, Inc., будучи некоммерческой структурой, занимается подготовкой культурных и образовательных программ».
Есть ли в Японии аналогичный центр американской культуры? Считать ли таковым Диснейленд в окрестностях Токио? Отвечая на этот вопрос «Голоса Америки», Том Грегерсен сказал: «Не думаю, что в полной мере в Японии есть наш аналог. Отчасти таковым можно считать центр культуры Гавайских островов, открытый в 1960-е годы. Но территориальная близость к атомной станции “Фукусима” после случившейся там трагедии делает, увы, будущее центра проблематичным».
Олег Сулькин . Бока-Ратон voa news.com