Петербургский Малый драматический театр покажет в Нью-Йорке премьеру «Трех сестер»
Бруклинская академия музыки (Brooklyn Academy of Music) отмечает 150-летий юбилей. В рамках чествования Академии, которое продлится до декабря текущего года, примут участие многие известные творческие коллективы. В том числе санкт-петербургский Малый драматический театр – Театр Европы, который в конце апреля покажет в Нью-Йорке премьеру постановки «Трех сестер» по пьесе Чехова.
Два года назад петербургский Малый драматический представил в Бруклине свою версию «Дяди Вани». Спектакль имел такой успех, что к полуторавековому юбилею Бруклинская академия музыки пригласила коллектив с еще одной чеховской постановкой.
Накануне отъезда из Санкт-Петербурга корреспондент «Голоса Америки» встретилась с художественным руководителем Малого драматического театра -Театра Европы Львом Абрамовичем Додиным.
«Во всем мире публика реагирует одинаково»
Интересно, что театр и его главный режиссер являются ровесниками – оба родились в 1944 году. Театр появился в Ленинграде сразу после окончания блокады и первые десятилетия оставался в тени более известных творческих коллективов города, хотя на его сцене случались премьеры постановок, которые были бы вряд ли возможны на других площадках – «Вкус меда» Шейлы Дилэни, или «Оглянись во гневе» Джона Осборна.
Лев Додин родился в том же году в Сталинске – административном центре Новокузнецкого района Кемеровской области, где в эвакуации находились его родители.
Ленинградский Малый драматический театр он возглавил в 1982 году. К тому времени Лев Додин уже осуществил ряд постановок на сцене МХАТ, ленинградского БДТ и ТЮЗа, а также в Хельсинки, Флоренции, Зальцбурге и Милане (театр «Ла Скала»).
Сегодня петербургский МДТ по праву считается одним из самых известных театральных коллективов России.
Беседу с вашим корреспондентом Лев Абрамович начал с упоминания о том, что впервые он дал интервью «Голоса Америки» более двадцати лет назад, когда МДТ впервые прибыл в Нью-Йорк с постановкой пьесы Александра Галина «Звезды на утреннем небе».
С тех пор Малый драматический побывал с гастролями на всех континентах, кроме Африки. И практически везде, будь то США, Великобритания, Япония, Бразилия, или любая другая страна, реакция зрителей отличалась лишь нюансами. Где-то острее реагировали на драматические моменты, где-то громче смеялись над шутливым репликам.
В США на спектакли Малого драматического ходят не только представители русской диаспоры, но и зрители, для которых родным является английский: «Мы не играем в местах скопления русских общин, хотя, конечно, к нам приходит много интеллигентных русских американцев, с которыми мы давно дружим. Но, в основном, мы играем на площадках, которые рассчитаны на американского зрителя. Там мы даем спектакли с синхронным переводом. Так что это – еще и контакт с другим народом, с другой культурой, что, конечно, важнее всего», – подчеркивает Лев Додин.
«Американский театр – это не только Бродвей»
Вспоминая о показе в Бруклине предыдущей чеховской постановки, худрук Малого Драматического говорит, что Чехов, возможно, самый известный русский драматург на Западе, и, в частности, в США. «Он, возможно, был первым, кто еще в конце XIX века мощно ощутил силу и значимость не только общечеловеческих ценностей, но и неповторимость, уникальность и удивительность отдельной человеческой личности. И в этом смысле он очень много открыл даже европейцам. И он всегда был суров к проявлениям человеческой личности, как всегда был суров и к самому себе. И вместе с тем, он всегда был полон и отчаяния и любви к своим героям. И мне кажется, что эта гремучая чеховская смесь, которая составляет основу поэзии его театра, американцам очень близка», – замечает Додин.
Режиссер считает Бруклинскую академию музыки, где будет проходить премьера «Трех сестер», одной из лучших театральных площадок мира. И подчеркивает: «Она щедро субсидируется, прежде всего, городскими властями Нью-Йорка и благотворительными организациями и совсем не занимается коммерческой деятельностью. Это исключительно художественное пространство. Все лучшие режиссеры ХХ века прошли через сцену Бруклинской академии музыки, и для меня любое творческое путешествие туда – это большое событие, потому что я там видел лучший в своей жизни чеховский спектакль. Это был “Вишневый сад” Питера Брука. Видел “Гамлета” Ингмара Бергмана».
Лев Додин напоминает: для многих театралов по всему миру Америка исчерпывается бродвейскими подмостками. С его точки зрения, это неверно. «Руководством Бруклинской академии музыки (а я там знаю уже третьего шефа) занимаются люди очень изысканные и ответственные в художественном отношении», – убежден художественный руководитель МДТ.
Сорос – давний знакомый
Нынешние гастроли санкт-петербургского театра в Нью-Йорке осуществляются при поддержке спонсоров. Среди них: Министерство культуры РФ, Фонд Михаила Прохорова, фонд Open Society, руководимый известным финансистом и филантропом Джорджем Соросом, и американский фонд Trust for Mutual Understanding, который поддерживает творческие проекты между американскими некоммерческими организациями культуры и партнерами (организациями и частными лицами) в Восточной Европе и России.
Лев Додин сказал, что со всеми этими организациями договаривалась принимающая сторона. И особо упомянул Джорджа Сороса: «Мне кажется, это замечательный и очень мощный деятель. Мы познакомились с ним в конце 80-х годов, когда его имя еще никто не знал в России». И добавил, что он благодарен всем спонсорам, оказывающим поддержку МДТ, «потому что я уверен, что лучше помочь самому плохому театру, чем самой хорошей армии».
Возвращаясь к творческой биографии Малого Драматического театра, стоит отметить, что в его репертуаре довольно заметную роль всегда играла классика американской драматургии. «Мы трижды ставили пьесы Юджина о’Нила. Сегодня в репертуаре остается спектакль «Долгое путешествие в ночь», который мы репетировали, в том числе, в Нью-Лондоне, в доме, где жил сам драматург, и где происходит действие пьесы. Это были незабываемые впечатления, и мы очень любим этот спектакль». Режиссер подчеркнул, что считает американскую драматургию ХХ века – великой.
В одной из советских литературоведческих работ 70-х годов проводились параллели между драматургией Чехова и Теннеси Уильямса. Корреспондент «Голоса Америки» вспомнила в этой связи постановку пьесы Уильямса «Татуированная роза», которую Лев Додин осуществил на сцене МДТ в конце 70-х годов, еще не будучи главным режиссером театра. Лев Абрамович был польщен: «У вас хорошая память! Тогда это был один из самых любимых моих спектаклей. И вообще это была своеобразная революция (в театре), потому что Уильямс казался слишком смелым, слишком резким, экспрессивным, сексуальным, и так далее. Но это было интересно. Мы с ним даже переписывались, и довольно много американцев смотрело это спектакль. Но тогда подумать о том, чтобы, скажем, привезти этот спектакль в Америку, было невозможно. Может быть, к счастью, а может быть и нет. Вообще, показывать американцам их классику – довольно непросто», –заключает Лев Додин.