Pussy Riot и "православные неверующие". Настоятель православного храма в Вене требует наказать сторонников Pussy Riot. Кого в результате накажут в Австрии покажет время.

Россия. Православные неверующие.

Сегодня утром перед храмом Христа Спасителя в Москве прошла акция в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot. Собравшиеся составили из букв евангельское изречение “Блаженны милостивые”, адресуя его, понятное дело, к суду, который, как известно, в пятницу должен огласить приговор.

Акцию, разумеется, жестко разогнали. Видимо, фразы из Евангелия сегодня считаются богохульными и кощунственными. Может быть, кто-то этому изумится, но не мы, живущие здесь и сейчас. Жизнь довольно настойчиво и грубо учит нас ничему не удивляться. И будет очень скверно, если мы эту науку усвоим.

Сейчас ведется очень много разговоров о вере и безверии, о свободе совести и воли, о сращении церкви и государства, о личном выборе и многом другом. И конечно же, о том, что же такое РПЦ – религиозная ли организация, государственное ли учреждение, институт ли идейного обеспечения государственной власти, механически заменивший собой какой-нибудь Институт марксизма-ленинизма.

Ответ, как мне кажется, в том, что понятия «верующий» и «православный» в наши дни, как ни странно, в огромном числе случаев фатально не совпадают. По результатам множества социологических опросов выясняется, что на вопрос “считаете ли вы себя православным” положительно отвечает намного больше опрошенных, чем на вопрос “верите ли вы в бога”. Получается, в стране живет огромное количество «неверующих православных», то есть тех, для кого православие – это вовсе не религия, а все что угодно: государственная идеология, партийная принадлежность или, пуще того, национальность.

Удивительно ли, что евангельский призыв к милости, высказанный к тому же не в канонической форме и, что самое главное, без согласования с начальством, воспринимается как опасная ересь.

В любимой моей книге Михаила Леоновича Гаспарова “Записи и выписки” есть такое прекрасное место:
“Я неверующий”, – сказал я. “Но православный неверующий?” – забеспокоился старый Ш. И услышав “да”, успокоился.

Россия. Грани Ру. Лев Рубинштейн

Настоятель православного храма в Вене требует наказать сторонников Pussy Riot.

Управляющий венской епархией Русской православной церкви архиепископ Марк обратится в полицию с требованием привлечь к ответственности сторонников Pussy Riot, которые накануне провели в православном храме Вены акцию в поддержку арестованных участниц группы, сообщает Интерфакс. Кроме того, в Никольском соборе Московского патриархата 16 августа будет совершен молебен “об искоренении ненависти и злобы”. “Таким будет ответ Церкви на провокацию, которую совершила во вторник в нашем венском храме группа неизвестных сторонников Pussy Riot”, – заявил архиепископ.

По словам архиепископа, накануне три человека зашли в кафедральный собор святителя Николая в центре Вены, двое из них поставили свечки. В храме в тот момент были только дежурный и уборщица. Сторонники группы поднялись на амвон, развернули плакат со словами “God Loves Pussy Riot, Free Pussy Riot”, сфотографировались и ушли.

“В Австрии к теме религии относятся очень трепетно: около десяти религиозных праздников являются национальными, и мы надеемся, что полиция не оставит эту провокацию без внимания”, – сказал архиепископ Марк. Напомнив, что венский собор – собственность России, он предположил, что посольство “тоже как-то отреагирует на произошедшее”. “Все это гнусно и возмутительно. Люди, которые так делают, не понимают, что творят. Если они хотят как-то себя проявить – пускай проявляют на площадях”, – сказал он.

Архиепископ выразил надежду, что после вынесения приговора Pussy Riot активность сторонников группы уйдет, но не собирается “просто так спускать с рук” совершенное в венском храме.

15 августа у храма Христа Спасителя в Москве прошла акция в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot. Около 20 человек в балаклавах и с буквами на плакатах поднялись на ступени храма, выложив из букв надпись “Блаженны милостивые”. В акцию вмешались охранники храма, которые крайне жестко разогнали сторонников Pussy Riot. При этом они напали на журналистов и фотографов. От их действий пострадала корреспондент “Граней” Вероника Максимюк. Прибывшие на место сотрудники полиции задержали одного участника акции, однако отказались задерживать охранников.

7 августа прокурор на процессе Pussy Riot запросил для участниц панк-молебна три года заключения в колонии общего режима. “Мы считаем, что исправление подсудимых возможно только в условиях заключения”, – заявил прокурор Александр Никифоров. Между тем двое потерпевших по делу просят назначить подсудимым условное наказание, сообщили на заседании суда адвокаты Алексей Таратухин и Лев Лялин. Таратухин заявил, что один из его доверителей просит назначить участницам группы два года условно, чтобы матери могли вернуться к своим детям. Остальные потерпевшие, по словам адвокатов, “уповают на справедливое решение суда”.

По мнению обвинения, подсудимые “глумились над православными традициями, чтимыми обрядами, вековыми традициями, над чувствами граждан, духовно связывающими себя с богом” и “посягнули на равноправие РПЦ”. “Они глубоко оскорбили и унизили чувства верующих. Бранные слова, которые они выкрикивали, являлись хулой на Бога”, – заявил Никифоров, сославшись на постановление РПЦ “О богохульстве”.

Сторона обвинения просит суд участь “степень общественной опасности преступления”. “Любой храм несет святость, высокую атмосферу, присутствующие должны эту святость хранить. Подобная вакханалия бросает этому вызов. Это свидетельствует об упадке нравов в обществе”, – сказал прокурор. Он подчеркнул, что ХХС был построен “как памятник Отечественной войне 1812 года”. В качестве отягчающего обстоятельства прокурор привел тот факт, что “действия девушек были продуманы заранее, распределены роли, была репетиция”. “Также они привлекли внимание общественных масс, тем самым расширив охват преступления”, – отметил Никифоров.

Приговор по делу Pussy Riot будет оглашен 17 августа.

grani.ru/Society/Religion/m.199727.html

PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 6. Голгофа Pussy Riot

6 мая я шла в балаклаве и яркой одежде кислотного цвета по Якиманке, одной рукой поддерживая над головой большую белую ленту, которая растянулась на десятки метров, когда по этой молочной реке ко мне приплыла икона. Чудесным образом обретенная. С тех пор она висит у меня над кроватью, и я молюсь перед ней за освобождение панк-узниц – Кати, Нади и Маши.

1.CHRIST-LIKE FIGURE 

В английском языке давно установился термин для персонажа, прообраз которого можно увидеть в Христе, – Christ-like figure. Этот термин трудно перевести на русский. Христоподобный? Христовидный? Подобный Христу? Все звучит слишком претенциозно: слова нет, а явление есть. Известно, что художника, поэта, музыканта, преследуемого церковью или обезумевшим обществом, и в русской культуре традиционно сравнивают с распятым Христом. Вспомним, хотя бы, хрестоматийное из Лермонтова: «И прежний сняв венок — они венец терновый,// Увитый лаврами, надели на него…» или Пастернака: «Если только можно, Aвва Oтче,// Чашу эту мимо пронеси». В сопоставлении Христа и Художника – внутренний стержень романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Примеров можно привести много.

Еще в 2003 году, после разгрома выставки «Осторожно, религия!», я увидела в судебной расправе много параллелей с распятием Христа. Смерть художника Ани Альчук, которую «православные» преследователи прямо или косвенно довели до гибели, стала распятием длиною в два с лишним года. И почти все друзья (апостолы) тогда в страхе разбежались. Остался верный муж Михаил Рыклин, описавший ее крестный путь в книге «Свастика, крест, звезда». Это новое Евангелие от Михаила, похоже, станет “синоптическим”, ибо его сюжет имеет много общего с новым судилищем – над Pussy Riot.

2. ХРИСТОС, ИЗГОНЯЮЩИЙ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА

Очищение Храма – наиболее часто цитируемый эпизод в связи с панк-молебном в ХХС. Эта аналогия ярко прозвучала в акции питерского художника с «говорящим» именем Петр Павленский (Петр и Павел?), который встал с зашитым ртом перед Казанским собором, держа в руках красноречивый плакат: «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа. Мф. 21: 12-13». В Евангелии от Матфея читаем: “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано “дом мой домом молитвы наречется”; а вы сделали его вертепом разбойников”.

Ветхозаветный пророк Малахия говорил, что Мессия появится неожиданно и очистит храм: “И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как Господь расплавляющий и как щелок очищающий” (3: 1-2).

Вторжение Pussy Riot в храм было внезапным, они не делом, но словом своим «опрокинули» многие столы «торговцев и менял» – тех, кто обменял свою веру на карьеру и роскошь, на виллы и яхты, кто продает «главный храм страны» налево и направо, на концерты и корпоративы, делая бизнес на людском горе, болезнях, смерти, на всем. Продается все! У вас радость? Рождение ребенка или свадьба? Выкладывайте тысячи рублей на крестины и венчание. Вы потеряли близкого человека? У вас горе? Для него тоже есть прейскурант – на отпевание. Всему есть денежный эквивалент в единицах добровольно-принудительного пожертвования. Сам Христос с легкостью меняется торговцами на Царя или просто заменяется Путиным. Об этом кричат панки, но этого не видят прихожане.

Протоиерей Вячеслав Винников – единственный из священников РПЦ, кто увидел Христа в пришествии Pussy Riot, единственный, кто понял, что «их Господь послал для нашего вразумления». Это же увидел и отец Глеб Якунин, давно изгнанный торговцами из храма, то есть отлученный ими от торговой корпорации. Ему было дано увидеть в них новых панк-юродивых, чья «песня с амвона сильнее ОМОНа». Он создал целую раешную пуссиану о «бронепанковой» небесной силе, посланной Богородицей, которая «от их молитв не отгородится».

Христос очищает Храм от торговли, что несовместима с молитвой. В панк-молитве есть несколько строк, в которых обличается обогащение за счет Бога и Храма, по существу – торговля Богом: это «Крестный ход из черных лимузинов» и «В школу к тебе собирается проповедник,// Иди на урок – принеси ему денег!» Крестный ход – это путь на Голгофу, в рубище и босиком, ноги, разбитые в кровь, пот ручьями под палящим солнцем, нищета и отверженность, побои и проклятия, а вокруг солдатня, избивающая, а не охраняющая, палачи, а не охранники. Пастыри в черных лимузинах – это пародия на Via Dolorosa.

Но есть строки, обличающие и более страшный грех. Глава церкви, кланяющийся главе организации, пролившей кровь тысяч и тысяч христиан («Глава КГБ, их главный святой»), – это идолопоклонство. Против идолопоклонства выступали многие пророки, здесь Pussy Riot звучат абсолютно по-библейски. Либо новомученики – либо КГБ/ФСБ. Либо Бог – либо Путин. Нельзя служить двум господам. И фиговым листком из «государственно-церковной симфонии» здесь не прикроешься. Слишком много крови было пролито. Утонешь.

Первосвященники не простили Христу вторжения в Храм. После этого они и решили погубить Его. Храм был символом народа, о великолепии его ходили легенды, слова и поступки Христа были кощунством в глазах «истинно верующих» и «патриотов» своей страны. Храм по сути, и убил Христа в лице своих служителей. Отсюда рождается высокая трагическая параллель: Христос – Художник – Храм.

3. КАК МОЖЕТ САТАНА ИЗГОНЯТЬ САТАНУ? (Лк. 3:23)

Чем ближе приговор, тем большие обороты набирает конспирологическая версия Pussy Riot. Мне еще в марте сообщили популярную мысль, что панк-молебен устроили (или потом раскрутили) для того, чтобы отвлечь нас от более важных проблем страны, переключить людей с протеста на «кощунство». Неубедительно, поскольку акция в ХХС только обострила все остальные проблемы (в том числе даже международные), стала символом и авангардом протеста, более того – загнала власть в тупик. Как неубедительна и версия тщеславных, что девушки хотели лишь попиариться. На несколько лет в тюрьме? А вы лица их видели? Речи их слышали? Искренние и чистые, скромные и смелые, Маша, Катя и Надя – интеллигенты и интеллектуалы, яркие личности и убежденные борцы с насилием и ложью. Разуй глаза, как любила говорить моя бабушка. Имеющие глаза да увидят. Имеющие уши да услышат.

Недавно протодьякон всея Руси заявил, что за акцией могли стоять люди из штаба Путина. Ну прямо по Евангелию! «Учителя Закона, пришедшие из Иерусалима, говорили: В Нем Вельзевул! Это старший над бесами дал Ему силу изгонять бесов. Тогда Иисус, подозвав их к Себе, стал говорить притчами: Как может Сатана изгонять Сатану?» Как может Путин, или его приспешники, подготовить молебен «Путина прогони!»?
Идея заговора, как обычно, придумывается людьми, которые сами не способны обличить зло, потому что связаны с ним и служат ему.

4. «ЕСЛИ ОТПУСТИШЬ ЕГО, ТЫ НЕ ДРУГ КЕСАРЮ» (Ин. 19:12)

«Обращение к прокурору», зачитанное в московских храмах 18 марта, сравнивают с обращением первосвященников к прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Аналогия очевидна. Церковные начальники и в Иерусалиме, и в Москве начинают с религиозных обвинений в кощунстве и богохульстве, а затем переходят на язык государственных преступлений. В Евангелии от Иоанна: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». В церковном «Обращении к прокурору»: «В сети Интернет, теле-радио и печатных СМИ транслируется видеоролик провокации, цитируются оскорбления в адрес священнослужителей и руководителей (там вроде про одного? – Е.В.) государства». К «глумлению», «унижению» и «осквернению» в конце письма прибавлено убойное слово «экстремистские действия». Это уже иная статья. Преступление против государя и государства. Обвинение Христа в намерении разрушить Храм сегодня бы определили как подготовку террористического акта.

5. «И ХОТЯ МНОГИЕ ВЫСТУПАЛИ КАК ЛЖЕСВИДЕТЕЛИ, ИМ ЭТО НЕ УДАЛОСЬ» (Мф. 26:60)

Синедрион в Иерусалиме вел судебное разбирательство в большой поспешности и в нарушение многих законов. Приговор вынесли до судебного разбирательства: когда приговорили Христа к смерти, не было даже состава преступления (Мф. 26:3-5). Евангелисты свидетельствуют, что это был не суд, а фарс, так как целью было не установление истины, а обвинение любыми средствами, даже путем лжесвидетельства. В Иерусалиме ночью нашли двух лжесвидетелей (хотя приходили многие). В Москве при свете дня обнаружилось около двадцати, считая потерпевших, свидетелей, адвокатов обвинения и авторов третьей экспертизы. В Иерусалиме, как и сегодня в Москве, суд не заслушал свидетелей защиты (лишь десятую часть из них допустили до Хамсуда), а ограничился только свидетелями обвинения. Синедрион отверг ходатайство Христа о допросе Его свидетелей: «Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18:21). Не спросили. Так что не было и состязательности сторон.

Но не было и людей у стен Синедриона, которые кричали бы «Свободу Иешуа!» А у Pussy Riot такие люди есть, а значит, есть и надежда, что мы сможем остановить эту экзекуцию. Приходите к Хамсуду 17 августа в 14.00. Встанем на пути у «крестного хода из черных лимузинов» на Голгофу Pussy Riot.

Елена Волкова  grani.ru/blogs/free/entries/199713.html

 

Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *